Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

☦ 🎥 Старцы и русская литература

      Только два раза в своих произведениях Александр Сергеевич позволяет себе упоминание имени Серафим: в стихотворении "Пророк", второй раз он называет Серафимом митрополита — словно даёт ему таким образом наивысший титул. Личность, которой Пушкин посвятил стихотворение "В часы забав иль праздной скуки...", — святитель Филарет (Дроздов). Но в конце двадцатого века в среде учёных появились гипотезы, что в творчестве Пушкина зашифрован образ ещё одной фигуры, с которой, возможно, у поэта даже была встреча в 1830-м году в Болдине — образ Серафима Саровского. В фильме через явные и скрытые в творчестве Пушкина черты трёх Серафимов выстраивается возможная модель духовного пути поэта.

публикация 13 апреля 2017



• Документальный цикл "Старцы и русская литература": Гоголь, Достоевский, Толстой ↓


• В Оптину пустынь Гоголь приезжает духовно зрелым человеком, состоявшимся писателем. Ему 41 год. Не завершены только "Мёртвые души". И тут он открывает для себя Оптину и особое духовное явление, присущее этому монастырю, ─ старцев. Гоголь приезжает в Оптину трижды ─ и это три разных состояния от восторга открытия до внутреннего кризиса, с которым писатель уже не справляется. И даже умирая, Николай Васильевич получает послания из Оптиной, которые заставляют его смиряться и принять смерть как новое духовное состояние. Можно говорить, что именно с Гоголя русская интеллигенция обратила на Оптину пустынь и старцев особое внимание.

публикация 11 апреля 2017



• Достоевского в Оптину пустынь привело семейное горе: умер трёхлетний сын, Алёша. Русские писатели приезжали на встречу со старцами и до Достоевского. Но именно Фёдор Михайлович первым описал старцев в своих произведениях, сделал их героями, ключевыми фигурами, влияющими на сюжет. Старцы в XIX веке уже стали фактом жизни, а Фёдор Михайлович делает их явлением литературы. Достоевский был готов к встрече со старцами, может быть, более любого другого: ему пришлось пережить гражданскую казнь и несколько лет каторги за участие в кружке петрашевцев. Эти события привели писателя к Богу. И теперь в мирской жизни ему нужны были духовные ориентиры, которыми и стали старцы Оптиной Пустыни.

публикация 12 апреля 2017



• В 5 часов утра 28 октября 1910 года 82-летний Толстой в сопровождении личного врача тайно сбежал из Ясной Поляны. Один из самых влиятельных и известных людей в России повздорил с близкими. Хлопнул дверью и ушёл. В любом уголке страны посчитали бы за честь принять писателя в такой момент. Но он выбирает Оптину пустынь. И это странно. Ведь в сознании современников Толстой мог идти только от Церкви. А когда он едет в монастырь ─ в этом все, кто сталкивается с этой новостью, видят противоречие. Все, кроме Толстого и его семьи. В фильме делается попытка понять: Толстой уходил всю жизнь от Бога, от института Церкви, или, наоборот, шёл навстречу Богу. Создатели фильма дают свою гипотезу, состоялась ли эта встреча великого писателя и Бога.

публикация 14 апреля 2017



○ Телеканал "Россия ─ Культура". 2017


Tags: Пушкин, Россия, литература, православие, творчество
Subscribe

Posts from This Journal “православие” Tag

Buy for 100 tokens
+ "Рассказы Татьяны Масс обладают особым свойством: в них всё наглядно, всё живет, действует, меняется, меняет. И героев и читателей. Эти удивительные рассказы не просто читаешь. Их видишь. В русской литературе немного таких кинематографических писателей."…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments