Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

✎ Киног*вно: "Заложники". 2017. Реж. Гигинеишвили

      Мнение главреда ресурса "На линии" Виктора Мараховского

      Нас нельзя убивать. Вместо рецензии на х/ф "Заложники"

      Уважаемые читатели!
      Художественный фильм "Заложники" (Россия ─ Грузия ─ Польша, 2017) стартовал в отечественном прокате довольно тихо. Как и положено фестивальному кино, вышедшему в принципе "для Европы и для некоторых своих дома". Наматывать на себя общественную реакцию он начал не сразу ─ а лишь когда кое-какие обычные граждане, для которых картина в принципе была не предназначена, случайно заглянули в кинотеатры и вышли оттуда с офигением на лицах.

      Полагаю, граждане офигели не только от самого фильма. Но ещё и от того, что вся профессиональная кинокритика выдала ему своё восхищение (зайдите на Кинопоиск. Все представленные пресс-рецензии ─ положительные. Пишут про душную атмосферу позднего СССР, из которой так трагично и обречённо вырывались грустноглазые персонажи. При этом у хвалебных зрительских рецензий оценки глубоко заминусованы, а с ругательными ─ простые пользователи категорически согласны). Ещё граждане в офигении от того, что это получило главный режиссёрский приз на отечественном кинофестивале Кинотавр. Ну и так далее.
      Иными словами ─ у нас налицо гигантский разрыв между мнением "рядового зрителя" и мнением зрителя нерядового, возвышающегося над массой.
      И вот об этом стоит по-настоящему поговорить.


      О самом фильме написать в общем-то нечего ─ кроме того, что офигевшие граждане совершенно правы. Да, название "заложники" ─ это про террористов. Это их, простую привилегированную молодёжь из столицы привилегированной советской республики, гнобили отсутствием импорта и общей позднесоветской официозной скукой, а также родительскими скандалами. Это они, не желавшие слушать пап и мам, а желавшие читать Библию, слушать рок-н-ролл и курить Камель, совершили обречённый свой рывок к свободе, как-то сам собой оборотившийся бойней. Да, настоящие заложники создателей фильма вообще не интересуют. И да, всё так и было задумано.
      Некоторые отмечают, что создатели кино ухитрились показать карманную фигу заодно и непосредственным спонсорам кинополотна (Польский фонд, со-продюсер Эва Пушчыньска), продемонстрировав заодно жалкость самих террористов и вдохновлявшего их на угон священника. Но это, как представляется, просто нюансы ─ кто там кому что показывал в кармане. Потому что собственно гражданам ─ показана даже не фига, а фак, причём не из кармана и не прицельно ─ а так, как показывают его быдлу, проносясь мимо забитой автобусной остановки на винтажном кабриолете, молодые потомственно успешные лица в солнечных очках.
      На этом про фильм как произведение можно закончить. И поговорить о фильме как части большой захватывающей картины.

      Эта захватывающая картина ─ наконец окончательно образовавшийся, оформившийся и непреодолимый уже раскол между привилегированным и непривилегированным сословиями в нашей стране. Не раскол даже ─ каньон.
      Состоит он в том, что непривилегированное сословие привилегированному ─ глубоко и совершенно не интересно. Не "безразлично", а именно неинтересно. Что для натур, с юных лет одарённых свободным временем, возможностями и знакомствами, может быть интересного в живущей на зарплату массе, работающей где-то с утра до ночи, не следящей за премьерами и одетой в дешёвые бренды?
      Да ничего.
      Кстати, у тех, кто в привилегированное сословие прорвался с боями, напрягая все силы, чтобы встроиться и ввинтиться без мыла ─ всё ещё сложнее. Эти серую массу в дешёвых брендах не просто в упор не видят, а отрицают усиленно ─ примерно с тем же запалом, с каким отрицают "москальских финноугров" правосеки, всю жизнь говорившие по-русски и лишь под гнётом конъюнктуры начавшие носить вышиванки и общаться соловьиною.

      Ну так вот.
      У настоящих "привилегированных" игнор масс совершается совершенно естественно, как дыхание. Это у них не зависит даже от политической позиции. Это не одни "либерасты" игнорят массы. Когда те, что патриотичны и лояльны вертикали, рассуждают об "обществе" ─ они тоже не имеют в виду полтораста миллионов человек, копошащихся на просторах страны. Они имеют в виду деятелей, имеющих хождение и оборот в медиасфере.
      И поэтому, когда они снимают своё кино ─ они снимают его о себе и для своих. Представители масс их могут заинтересовать и стать объектами их интереса в случае, если они по сюжету:
1) бухают как не в себя, демонстрируя страшную деградацию и тотальное подчинение;
2) травят и душат друг друга из-за жилплощади;
3) насилуют друг дружку;
4) демонстрируют тёмную оголтелость;
5) всё это вместе.

      А когда массы всего этого не делают ─ они из их поля зрения выпадают на серую периферию.
      И поэтому, когда один представитель потомственно успешного привилегированного сословия [прим. Гигиенишвили ─ зять Н. Михалкова] снимает фильм о душевных движениях террористов, а другие представители того же сословия его восторженно смотрят ─ они все в принципе согласны с тем, что да, "ничто не может служить оправданием для терроризма, нельзя убивать".
      А когда их кино случайно попадается на глаза нормальным людям ─ нормальные люди видят, что в кадре убивают не просто абстрактно, а убивают их.
      И поэтому элитное "нельзя убивать, но..." для граждан звучит какой-то дикостью.
      Потому что это нас нельзя убивать. И это главное. Нельзя убивать нас.

      А все свои "но" засуньте себе подальше.
      ...И это относится ко всем попыткам вынести "Нас", массы, за скобки.
      Я сейчас специально стёр абзац про одну модную битву между двумя привилегированными меньшинствами, тоже завязанную на кино "по следам реальных событий" ─ просто чтобы не реанимировать в очередной раз. Но там обе стороны, как легко заметить, тоже совершенно игнорируют судьбы простых, одетых в дешёвые бренды мужчин и женщин, пачками погибавших на фоне красивой элитной любви.


      ○ На линии 4 октября 2017


Tags: враги, кино, манипуляция, х/ф
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

Buy for 100 tokens
• Аннотация к "Рассказам русской француженки" "Рассказы Татьяны Масс обладают особым свойством: в них всё наглядно, всё живет, действует, меняется, меняет. И героев и читателей. Эти удивительные рассказы не просто читаешь. Их видишь. В русской литературе немного таких…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments