Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

Полунин: Преувеличивайте достоинства и преуменьшайте недостатки

Слава Полунин об эффективности похвалы и о том, как разбудить внутреннего ребёнка

      На Западе его называют лучшим клоуном мира и эпохи. Он – обладатель самых престижных театральных премий, среди которых эдинбургский "Золотой ангел", испанский "Золотой нос" и премия Лоуренса Оливье. Лауреат российского "Триумфа" 2000 года, основатель легендарных "Лицедеев" и "Академии дураков", знаменитый Асисяй уже третье десятилетие путешествует по миру со "сНежным шоу".



      "Я стал искать способ дать новое дыхание тому театру, которым хотел заниматься. Мне хотелось поглубже забраться в трагикомедию, понять, насколько драма может сочетаться со смехом. Мечтал соединить эпику и лирику, наивность и мудрость, нежность и страстность", – объясняет Полунин.
      В январе шоу прошло в Берлине, в феврале переехало в Бергамо и Шамбери, а в начале марта – в Болонью. До середины мая "Slava`s Snow Show" увидят жители Бейрута, Генуи, Москвы (30 марта ─ 9 апреля) и Монреаля.



Что поменялось в "сНежном шоу" за эти долгие годы?

Действо трансформируется ежедневно и ежечасно. У нас практически не бывает двух одинаковых и даже двух очень похожих спектаклей. И так все 23 года.

Оно изначально задумывалось как "сНежное"? Или вначале был снег, а нежность добавилась?

Эта удивительная игра слов появилась как отражение сути спектакля. Нежность в нём была всегда, я надеюсь. А вот слова возникли неожиданно – просто повезло.

В какой стране самый благосклонный, а в какой – самый тяжёлый зритель?

Я давно знаю, что в России и Англии, Чехии и Корее, Мексике и Грузии, Колумбии и Италии нас всегда принимают очень хорошо. В этом году к числу страстных поклонников спектакля, выражающих свой восторг от увиденного как-то особенно бурно, прибавилась ЮАР. Мы впервые приехали в эту африканскую страну – реакция зрителей была невероятной. Публика оказалась такой чуткой, отзывчивой! Довольно редко встречается тяжёлый зритель. Случалось, конечно, пару раз такое: в Антверпене, кажется. И в Китае было непросто. Не то чтобы плохо принимали, но мы, актёры, не получали того удовольствия от общения с публикой, к которому привыкли.

У вас очень интересно устроена логистика. Нет ничего статичного: для каждой страны разный состав выступающих, да и декорации с собой не возите. Как это работает и как вы выбираете артистов для выступлений?

Для страстной Испании подходят самые страстные, для внимательной Англии – самые глубокие и наполненные, для России – самые чувственные. Я тщательно изучаю страну, в которую мы едем, особенно если это первые гастроли. Пытаюсь понять, какой тип контакта со зрителем должен быть установлен. Это серьёзная наука, отношусь к подбору команды очень скрупулёзно.

В одном из интервью вы сказали, что как только между проектами появляются щели, мир в них просачивается, начинаются шатания. Означает ли это, что занятость и расписание, составленное на годы вперёд, – спасение от самого себя? Или всё-таки от внешнего мира?

Не помню, чтобы я такое говорил. Просто без дела жить не умею, да и отдыхать подолгу не могу. Взял первый в жизни отпуск, когда мне исполнилось лет сорок пять, а то и больше. Я живу в очень плотном графике, так уж получилось. Переучиваться поздно.

Вы отдаёте много энергии, и в этом, возможно, ваша сила. А как восстанавливаетесь?

Лучший способ – побыть на природе. Каждый понедельник (то есть каждый выходной) всей командой выезжаем за город – где бы мы ни были.

Как сохранять гармонию в себе, ощущение счастья, когда столько страданий в мире? Это не может не расстраивать, а кого-то и вовсе повергает в уныние.

Знаете, я убеждён, что во многом в уныние нас повергают не сами события как таковые, а то, как их нам преподносят. Поэтому у меня в доме нет телевизора, радио, я не читаю газет и новостей в интернете. Безусловно, главные события мимо меня не проходят, но все эти потоки черноты, которые льются с экранов и страниц, стараюсь не впускать в свою жизнь. Хотя не могу сказать, что я глух ко всему вокруг. Однако согласитесь, в этом огне уж очень много журналистского масла, благодаря которому маленькие искорки превращаются в пламя.

Ещё одно ваше высказывание: "Меня интересуют те дураки, которые знают, как быть счастливыми". Откуда это знание? И что такое счастье?

Я не просто люблю радостных и счастливых людей – я их коллекционирую. Таких, которые способны жить в ощущении счастья, несмотря ни на что. Всегда. Я у них учусь. Великий дар или великая наука – не терять это чувство в любых обстоятельствах. А что такое счастье... Разве можно в двух словах ответить?

Поделитесь, пожалуйста, секретом, как сохранить в себе ребёнка.

Это непростая наука, но я на каждом нашем спектакле вижу, как взрослые солидные люди превращаются в детей. Они самозабвенно играют в огромные шары, обсыпают друг друга бумажным снегом, совершенно не думая, как при этом выглядят. Их внутренний ребёнок просыпается и становится полноправным хозяином. Так происходит практически со всеми вне зависимости от возраста, положения в обществе и страны.

Вы никогда не говорите своим артистам о том, что плохо, а вот о том, что хорошо, – сколько угодно. На наш взгляд, это весьма экологично, в жизни такого подхода как раз не хватает.

Это очень эффективно и приятно. Вы же любите, когда вас хвалят, и любой другой человек тоже. И потом, когда вы браните кого-то, то умножаете количество негатива в мире, а когда хвалите – количество позитива. Я всех призываю преувеличивать достоинства и преуменьшать недостатки, пусть даже это не соответствует действительности или выглядит не совсем экологично.

А "Мельница" – это дом или созданное вами волшебное место, куда, по слухам, приезжают люди со всего мира? Почему во Франции?

"Жёлтая мельница" – культурный центр, моя лаборатория, мастерская. Ко мне приезжает множество замечательных гостей, вместе с которыми мы создаем удивительные миры. Ну а выбрал я Францию потому, что люди в этой стране – большие мастера искусства жить и получать удовольствие. Постоянно у них учусь. Одновременно живу в Петербурге, в Москве, в Лондоне – везде, где возникают мои длительные проекты.

Где вы ещё не были и очень хотели бы побывать?

Побывать нам надо ещё кое-где, конечно. Трудность в том, что мы не охватили те страны, где нелегко найти хорошо оснащённые площадки. Вот, например, я мечтаю о полноценных гастролях в Индии, но там практически только один зал удовлетворяет техническим требованиям спектакля.

Говорят, где смех, там и слезы. Согласны?

Так бывает только в идеальном случае. Я вообще люблю трагикомедию и считаю её высшей точкой в искусстве. Добраться туда о-о-очень непросто.

Возвращаясь к путешествиям: где живут самые счастливые люди?

В каждом из нас есть счастливый человек – надо просто дать ему возможность выразить себя. Пожалуй, счастливых встречаешь чаще всего в Индии.

Когда-то вас настолько покорил чаплиновский фильм "Малыш", что вы мечтали стать похожим на великого комика. А ведь ему пришлось пройти через многое: и голод, и, как он сам говорил, испытание болью скитальца-шута. У вас не было таких страхов в начале творческого пути?

Я не боялся. Был увлечён, любил то, чем занимаюсь, чувствовал азарт первооткрывателя. Мне так это нравилось, что ни о каких страхах и говорить не приходилось. Потом уже бывали, конечно, и разочарования, и неуверенность, и сомнения. Как у всех людей. Но я – человек упрямый и стараюсь делать всё возможное, чтобы мои мечты осуществлялись, а сомнения не слишком долго мучили. Бывают, конечно, сложные ситуации, опасения возникают, но я стараюсь от них как можно быстрее освободиться.

Чаплин, отец двенадцати детей, написал очень трогательное письмо дочери Джеральдине, которая в то время пробовала себя на сцене. Одно из напутствий – приглядываться к лицам, смотреть на вдов и сирот, говорить себе: "Я такая же, как они". Какие напутствия вы выбираете для своих детей?

Я стараюсь не быть назидательным и давать им возможность найти свой путь.

Всё ли, о чём мечталось, исполнилось? Что занимает ваши мысли сегодня?

В детстве я мечтал стать клоуном, библиотекарем или лесником. И стал: у меня многотысячная библиотека, я много времени провожу в саду и лесу, ну и клоун из меня тоже получился. Так что с этим порядок. А теперь мечтаю издать целую кучу книг, опубликовать коллекцию фильмов, заехать во все те прекрасные уголки земли, где ещё не был. О многом ещё надо помечтать!

Вы говорили однажды, что время от времени приходится расставаться с близкими людьми. Это необходимость?

Нет, но просто так устроена жизнь. Не все воспринимают события одинаково. У меня был прекрасный партнёр Саша Скворцов. Мы были идеальным дуэтом. Огромное счастье – в начале пути найти такого партнёра. Мы добились колоссального успеха. Но в какой-то момент я захотел пойти по одной дороге, а он – по другой. И ни один из нас не мог просто последовать за другим. Каждый хотел пройти свой путь, и это нормально. Даже хорошо, потому что каждый поступил так, как считал правильным.

Что вас больше всего способно расстроить, а что – вдохновить?

Вдохновляют всегда люди – семья, друзья. Впрочем, расстраивают серьёзно они же! Потому что за них я переживаю, их боль принимаю близко к сердцу.

Клоун – призвание или профессия? Жизнь и сцена: где границы, существуют ли они?

Клоун – это мировоззрение. И профессия, и призвание, конечно. Но прежде всего – это особый взгляд на мир. То, что важно вам, клоуну почти безразлично, зато ему беспредельно важно то, на что вы даже внимания не обратите. Клоун – это судьба. Я всегда говорю начинающим артистам: "Если ты можешь не быть клоуном, не надо этим заниматься". Тут профессия сама тебя выбирает. Поверьте, это не красивые слова – чистая правда.

И всё-таки, обязательно ли быть дураком, чтобы стать счастливым?

Не знаю, но у дюже умных это получается, как мне кажется, куда реже.




Беседовали Светлана Руцкая и Наташа Табачникова Журнал "Аэрофлот" январь 2017


Tags: интервью, творчество, театр, юмор
Subscribe

Posts from This Journal “юмор” Tag

Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments