Category:

Сезон-2008 или синдром достигнутой цели



Казань смоделировала чемпионство в 2007-м. 10-е место, 3 очка от зоны вылета, 15 поражений (у опустившихся в пердив "Кубани" - 12, "Ростова" - 16).
В 2008-м не будь 3:1 и 4:1 с "Зенитом" можно было б говорить что-то вроде о "несчастном случае". А  так, всё по-делу. Побеждает забивающий. За 3 тура до окончания вопрос первого места был закрыт. Синдром достигнутой цели в виде трёх последующих поражений тут и случился. Надо ведь на следующий сезон заготовить. А то что-ж.


Введите содержимое врезкиЧасть II: куда пропадают деньги из казны клубов, как покупают и продают футболистов, какую роль играют жены в подкупах судей

Мы продолжаем исследовать скрытые законы, по которым живет российский футбол. Сегодня — вторая часть этого почти детективного, немного криминального, а порой и чуть-чуть анекдотичного сериала. Напомним, что редакции известны все фамилии упоминаемых персонажей, и мы готовы поделиться своими знаниями с компетентными органами. Если им интересно.

«Распил» и трансферы

В самом факте ухода от налогов для россиян, наверное, уже давно нет ничего криминального. Это выглядит даже как забота о людях и попытка сэкономить средства для клуба. Однако даже подобная экономия не всегда помогает: очень часто когда к концу года или уже в следующем сезоне обнаруживается, что клуб, так блестяще выполнивший задачу по выходу в следующий дивизион, вдруг оказывается в финансовой яме. Слишком дорого этот выход обошелся… Нечто похожее в этом году произошло с ярославским «Шинником». Следователи, разбирающиеся сейчас в его бухгалтерии, предполагают, что гендиректор клуба — Шепель — якобы мог растратить на неизвестные цели больше половины бюджета… Чуть раньше такие же проблемы возникали у элистинского «Уралана» и многих других периферийных команд…

Эксперты предполагают, что в следующем сезоне нечто подобное может случиться и с «Ростовом»: поговаривают, что спонсоры уже не в состоянии финансировать клуб в прежних объемах и область тоже не может покрыть расходы в полном объеме. Видимо, недаром, как уверяют заинтересованные наблюдатели, губернатор Ростовской области Владимир Чуб встречался с Иваном Саввиди, который несколько лет назад был президентом «Ростова», на предмет помощи клубу. Чем закончился разговор, неизвестно. Но как бы то ни было еще по ходу этого сезона футболисты «Ростова» однажды отказались выйти на тренировку, якобы по причине невыплаченных премиальных. Что будет с клубом на следующий год, учитывая то обстоятельство, что в команде собраны неплохие футболисты с большими зарплатами, пока не ясно.

Большие вопросы вызывает и материальное благополучие краснодарской «Кубани». Клубу уже пришлось расстаться с главным тренером Олегом Протасовым как раз по причине невыполняемых финансовых обязательств (речь прежде всего идет не о зарплате тренера, а о невозможности — по финансовым причинам — комплектования состава на следующий год). Руководство краснодарского клуба винит во всем мировой кризис, немного, наверное, забывая о тех жертвах — в виде несостыковки дебета с кредитом, — которые приходится платить за «решенную» задачу. И уж тем более забывая о том финансовом «наследии», которое, как правило, оставляет после себя известный специалист по выводу команды в высший дивизион — тренер Сергей Павлов, работавший в начале сезона в «Кубани» (примеры — в «Новой газете» № 29 от 24 апреля 2008 года).

Но каким же образом случаются финансовые катаклизмы с теми, кто в течение года вроде не испытывал никаких проблем? Представим некий областной клуб «Х». Администрация ставит задачу: «Выйти!» — и выделяет под это средства. Допустим, что и спонсоры находятся. И вот команда располагает необходимыми для решения задачи средствами.

Здесь — отступление: российский футбольный клуб, тем более образца первой лиги, никакой прибыли принести не может. Поэтому его содержание — это скорее трата на некий социальный проект. Области он нужен для поддержки электората, бизнесу — ради преференций от области и других краткосрочных задач. В итоге ни областная администрация, ни бизнес, не ожидая никакой прибыли, контролировать дальнейшую судьбу своих средств не будут. Им главное — выполненная задача, причем неважно какими средствами.

У клуба «Х» есть деньги, ему поставлена задача — пора собирать команду: тренера, футболистов и менеджеров, причем желательно таких, которые знают первую лигу изнутри, знают, с кем можно договориться, кому завезти деньги, на кого надавить. Бюджет этим менеджерам, естественно, надо освоить как можно быстрее (кто знает, что может случиться в следующем году?), и — с умом. Как? Представим, что менеджер клуба «Х» желает приобрести некоего игрока у менеджера из клуба «Y». Они прекрасно знакомы, может быть, когда-то играли вместе, в общем, — свои парни. Игрок реально стоит 2 млн долларов, свои парни объясняют президенту команды «Х», что заплатить надо 5. В итоге, 2 млн уходят в команду «Y», 500 тыс. — ее менеджеру и 1,5 млн — его коллеге из «Х». Довольны все: игрок забивает, электорат радуется, администрация тоже, и менеджеры не в обиде. А два неучтенных миллиона спишут на гостиницы, чартеры или следующие трансферы. (Кстати, подобная практика приводила к крупным скандалам и в премьер-лиге.)

Или, скажем, менеджер клуба «Х» желает взять футболиста из «Z» в аренду. По правилам это означает, что «Х» ничего «Z» не платит, а только берет на себя обязательства по зарплате игрока. Такая схема очень удобна, если речь идет о молодом перспективном таланте из дубля серьезных клубов: парень попробует себя во взрослом футболе, а у большого клуба «Z» есть надежда, что после выступления в первой лиге игрок начнет прогрессировать (через эту школу, кстати, проходили Дмитрий Торбинский и Денис Глушаков — молодые лидеры московского «Локомотива», Александр Павленко — талантливый полузащитник «Спартака»). Только вот этой идиллии могут помешать детали: скромные менеджерские договоренности, которые в конце года приводят к существенным дырам в бюджете. Пример: спортивный директор из «Z» готов отпустить игрока в клуб первой лиги «Х», но при условии отката. Где-то — 50 тыс. долларов, если по-скромному. Генеральный директор из «Х» идет к своему президенту, по дороге нечаянно удваивая сумму. Президент согласен, футболист переходит, а менеджеры делят деньги пополам.

Находка эта на самом деле не российская. Подобная практика широко используется и Восточной Европе (несколько лет назад по этой же примерно схеме в российский клуб переходил один молодой защитник, ныне выступающий в ведущей команде английской премьер-лиги), и в Латинской Америке. В частности, в Аргентине (недаром в России еще недавно был бум на игроков из этой страны), где, кстати, осело много выходцев из стран бывшего СССР, имеющих отношение к футболу. С ними тоже всегда можно договориться, что и делали некоторые менеджеры некоторых клубов премьер-лиги.

Эксперты почему-то до сих пор задают много вопросов по трансферам Фернандо Кавенаги в московский «Спартак», которым занимался технический директор Евгений Смоленцев, и Пабло Барриентоса, которого привез в «Москву» генеральный директор Юрий Белоус. Может быть, правда, эксперты чего-то не знают.

Неучтенные расходы

Трансферы — это только один из способов освоения средств. Есть и много других. Напомним: для спонсора главное — результат, а судьба денег — вторична. Потому менеджеры, или, как их еще принято называть, околофутбольные лоббисты, перестраховываются: подкупают судей, игроков команд-соперниц, покупают очки… Деньги, естественно, — только наличными.

Для несговорчивых иногда придумывают оригинальные схемы. Об одной из них мне рассказал «разведенный» арбитр. Вечер, квартира молодого судьи, жена дома одна. Звонок в дверь. На пороге представительные люди с небольшим кейсом: «Здравствуйте, это просили передать вашему мужу», — говорят они, мило улыбаясь, отдают кейс жене и уходят.

В кейсе — 100 тыс. долларов. Муж возвращается домой, жена радостно сообщает ему о привалившем счастье. Мужу радоваться нечему: раз деньги здесь, то не выполнить «задание» уже нельзя — не по понятиям.

Вообще-то 100 тысяч — это мелочь. Чтобы вы понимали объемы неучтенки, назову, наверное, рекордную в этом сезоне сумму за три очка. Матч между командой, которая борется за выживание, и клубом, уже вышедшим в премьер-лигу, обошелся первым в 400 тыс. долларов. Правда, в следующей игре с не столь маститым соперником для «ценного клиента» сделали скидку — там легкая победа на выезде обошлась в 300 тыс. В итоге — задача выполнена.

Как мог договариваться тренер этой спасшейся от вылета команды, можно себе представить: он ведь по совместительству и уважаемый агент, сотрудничающий со множеством футболистов, некоторые из которых играют в первой лиге и порой готовы помочь своему «хозяину». За определенное вознаграждение, естественно.

http://www.novayagazeta.ru/data/2008/89/31.html

Откати-поле. Кто и как продает российский футбол

Часть III: Футбольные лоббисты, типичные и экзотичные варианты договорняков, криминальные структуры за чистоту футбола

Мы заканчиваем наш сериал, в котором попытались установить скрытые законы, по которым живет российский футбол. Напоминаем: в распоряжении редакции имеются все имена и названия клубов, о которых идет речь, и мы готовы предоставить их заинтересованным лицам, если они действительно того пожелают. Стоит напомнить и о том, что все, рассказанное нами, — не плод воображения журналиста, а результат долгих разговоров с менеджерами клубов, игроками, тренерами, экспертами и судьями.

Лоббисты

«Новая» уже писала о тех людях, которых принято называть в футбольном мире лоббистами (см. № 29 от 24 апреля 2008 года). Тогда мы рассказывали о деятельности Юрия Николаевича Шишлова, бывшего спортивного функционера ярославского «Шинника», деньги которого сейчас ищет следствие. Некоторые могли на нас обидеться и вполне резонно спросить: «Что, один лоббист в России?». Нет, далеко не один.

В каком клубе первой лиги работает ныне Александр Гармашов, именуемый в футбольном мире просто Гармаш, нам выяснить не удалось — тайна. Про него известно, что он был президентом, генеральным директором и тренером новороссийского «Черноморца», который регулярно склонялся в СМИ по поводу и без. Тренировал Гармашов и тольяттинскую «Ладу». В 2001 году в газете «Труд» Александра Гармашова относили к числу так называемых черных агентов: якобы он представлял интересы известных тогда футболистов Алексея Бахарева и Максима Деменко (каждый из них в свое время играл в московском «Спартаке» и привлекался в сборные Украины и России соответственно), не имея для этого специальной агентской лицензии. В самом этом факте ничего вопиющего нет: тогда так работали все. Однако, по сообщению газеты, футболисты, освободившееся от его опеки, вздыхали с облегчением, называя годы их сотрудничества с Гармашовым кабалой. Мол, тот, особо не интересуясь мнением игроков, отправлял их в самые разнообразные клубы и требовал непомерные проценты с контрактов. В итоге своего подопечного Максима Деменко Гармаш в 2000 году продал-таки в санкт-петербургский «Зенит», президентом которого на тот момент являлся Виталий Мутко — нынешний министр спорта и президент Российского футбольного союза. Люди, знакомые с деталями подобных сделок, предполагают: расчет производился без «лишних» формальностей…

С тех пор прошло много лет, но Александр Гармашов никуда не ушел. Не связанный жесткими обязательствами ни с одним клубом, он играет роль «свободного художника». В этом сезоне, как о том говорят президенты клубов, он не раз предлагал свои услуги командам, которые пытались выжить в своем дивизионе. Его замечали, например, в стане ростовского СКА, но, говорят, армейцы от услуг лоббиста отказались.

Хотя в том, что он действительно способен решать проблемы, сомневаться не приходится. С его именем почему-то связывают относительный успех пятигорского «Машука», который странным образом смог в прошлом году остаться в первой лиге. Человек со связями — тренеры, игроки, менеджеры — всегда может предложить оригинальную тактику выхода из сложной ситуации.

Не раз, в том числе и в газетах, экспертами упоминалось имя и Ираклия Гегечкори — главного фигуранта по уголовному делу о подкупе игроков клуба второй лиги «Смоленск». Правда, г-на Гегечкори смоленская милиция не решается тревожить: допрашивается он по факсу и продолжает появляться в разных клубах первой лиги, предлагая свои услуги.

Пожалуй, самым непререкаемым авторитетом в околофутбольных кругах пользуется известный футбольный агент Павел Андреев. О нем заговорили в связи с «делом Сычева». Футболист «Спартака» тогда неожиданно исчез, ходили слухи, что он даже был похищен представителями подольской группировки, чтобы потом обналичиться во Франции на короткий промежуток времени. Его агентом, помимо родного отца, называли как раз Павла Андреева, который и по сей день опекает несколько десятков своих футболистов в первой лиге. А футболисты — это капитал, разменная валюта и хороший способ для менеджеров клубов отмыть спонсорские деньги или решить определенные задачи.

Околофутбольные лоббисты не всегда забиваются в тень, иногда они становятся официальными менеджерами команд, занимая посты генеральных, спортивных директоров. Они играют заметную роль в жизни клубов, вплоть до формирования основного состава. Один менеджер рассказывал мне, как он пытался трудоустроить игрока из ближнего зарубежья, который был основным футболистом сборной своей страны и провел с десяток матчей в Лиге чемпионов. Достаться клубу он должен был… бесплатно — в качестве свободного агента. Но игрока без объяснения причин забраковали менеджеры клуба, поскольку в команде играли «их» футболисты, с которыми сложились деловые отношения: следовательно, они могли в случае чего помочь, выполнив некоторые специфические задания (сдать матч, например).

Варианты «сдач»

Существуют три варианта договорняков. Первый — самый простой: продажа очков. Представители одной команды выходят на представителей другой с предложением конкретной суммы. (Если в начале сезона она составляла порядка 100 тыс. долларов, то к концу может дойти до 400 тысяч.) Потом — дело техники: либо покупаются 3—4 игрока (чаще защитники или вратарь), либо в дело вступает тренер, выставляя на игру полурезервный состав или делая «нужные» замены.

Вариант второй — самый распространенный: «три-три». Команды в начале сезона договариваются об обоюдных победах. Реализуется он, как правило, на уровне слабых и средних клубов. Вы выигрываете у себя дома, мы — у себя.

Вариант третий — за шесть очков на следующий сезон. Например, вылетающей команде очень нужна победа. Они просят соперника сдать игру, а на следующий год обещают проиграть дважды.

Ну и последний, самый экзотический вариант — три очка за игрока. Так в этом сезоне одной крепкой северной команде пришлось доплатить поражением за переход хорошего полузащитника.

Но иногда в эти схемы вмешивается случай, и дело заканчивается скандалом. Так, например, в этом году один из матчей первой лиги, не обещавший никакого шума, вдруг закончился дракой в подтрибунном помещении. Одной южной команде должна была сдать игру другая, и все под это готовилось: тренер выставил полурезервный состав, судью для надежности «зарядили»… В итоге южане — по сценарию — вели 2:1, получили право на пенальти, но не забили его. А на последних минутах вдруг пропустили нелепый гол. В итоге — 2:2, и вместо «легких» трех очков — одно. А затем драка — по причине невыполненных обязательств…

Или. Одна славная некогда команда, спасаясь от вылета, попросила другую сдать игру за шесть очков на следующий год. Это было выгодно: клуб относился ко второму эшелону, в этом сезоне уже ничего не терял, а в следующем мог получить задачу выйти в высшую лигу — задел не помешал бы. Единственное условие — гарантия, что выживающая команда все-таки спасется: иначе кто потом будет отдавать 6 очков? Вылетающие горемыки пообещали, что проблем не будет. Игра-то закончилась по плану — 1:2, но на финише несчастный клуб взял и вылетел, приведя своих контрагентов в недоумение и расстройство.

Но это скорее исключение из правил. При такой схеме «сдающие» матч всегда страхуются и просят аванс в виде денег: следующий сезон следующим сезоном, но деньги сейчас, а там проиграете два раза, как договаривались, и получите аванс обратно.

В этом году был и другой казус — совсем смешная зауральская команда с самого начала сезона приезжала на выезд и требовала, чтобы ей заплатили за проигрыш (случай, признаться, неординарный), иначе — будем биться. Объяснимо: в этом году им вообще ничего не было нужно — поэтому даже случившийся вылет их не сильно расстроил.

И последний, самый удивительный пример — как представители южных криминальных структур воспрепятствовали договорняку. Один недавно сформированный клуб собирался в 23-м туре сдать матч команде, борющейся за путевку в премьер-лигу. Все было подготовлено, когда вдруг вмешались авторитетные люди от конкурентов перспективного клуба (причем представляли они интересы двух южных команд, объединивших усилия в середине сезона для совместного выхода в премьер-лигу) и настойчиво намекнули: лучше играть честно. Игра в итоге закончилась не по договору: ничьей — жить-то хочется…

P.S. Сериал окончен — нужен вывод. А у меня его нет. Поскольку это, на мой взгляд, должны делать люди, обремененные властными полномочиями. Если они, конечно, не будут прикидываться и далее, что не понимают, о чем речь. Я оставлю за собой лишь право последнего слова.

Роман Анин
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/91/29.html

</div>
promo rubin65 август 9, 2018 06:11 2
Buy for 100 tokens
■ Как говорят великие: «человек делается мудрым не силою, а просто читая». Книга — это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…