rubin65

Categories:

Гид по петербургским местам романа «Идиот». Часть II

ГНЁЗДА ЛИТЕЙНОЙ ЧАСТИ 

Достоевский «регистрацию» генерала Епанчина указывает художественно и туманно: «Жил в собственном доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу Преображения». Спасо-Преображенский собор расположен на Преображенской площади, занимающей срединное положение между Литейным проспектом и Шестилавочной, позже Надеждинской улицей (с 1936 г. — ул. Маяковского). 

Спасо-Преображенский собор. Фотография Э. Юара. 1862–1863 гг. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Спасо-Преображенский собор. Фотография Э. Юара. 1862–1863 гг. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Епанчины, Иволгины в первой части романа; князь Мышкин, Ипполит Терентьев — все эти герои живут в Литейной части Петербурга. Литературные краеведы, — говорит Борис Тихомиров, — в качестве «дома Епанчиных» указывают современный дом №2 в Манежном переулке, фактически расположенный на северо-западной стороне Преображенской площади. 

Краевед Юрий Раков пишет, что, подобно персонажу Достоевского, реальный владелец этого дома, действительный статский советник (гражданский чин, соответствовавший армейскому генерал-майору) Иван Дирин «занимал квартиру в одиннадцать комнат на втором этаже, остальные помещения сдавал внаём. Как и генерал Епанчин, генерал Дирин владел ещё одним домом в центре города, но предпочитал жить у Спаса Преображения, что было и респектабельно и весьма практично». Борис Тихомиров полагает, что это утверждение требует коррективов: ко времени действия романа самого Дирина, видимо, уже не было в живых, а домом у Спаса Преображения владела его наследница. Не было к тому времени у Дириных и других собственных домов ещё в какой-либо части Петербурга. Впрочем, «домом Епанчиных» вполне мог быть и дом надворного советника Александра Лисицина, расположенный на противоположной стороне Преображенской площади (более известный в краеведческой литературе как дом Булатова). Его адрес: Спасская улица (с 1923 г. — ул. Рылеева), №1.

Дом Епанчиных. Дом надворного советника Александра Лисицина, Спасская улица (с 1923 г. — ул. Рылеева), №1.
Дом Епанчиных. Дом надворного советника Александра Лисицина, Спасская улица (с 1923 г. — ул. Рылеева), №1.

Дом Иволгиных, в квартире которых поселился князь Мышкин, тоже расположен близ Литейного проспекта, но, по-видимому, несколько далее, чем дом Епанчиных, — скорее всего, где-то в районе Надеждинской улицы. 

После того как генерал Иволгин, рассчитывающий перехватить у своего постояльца десять рублей, вызвал князя запиской в трактир, где он уже расположился за бутылкой, повествователь сообщает: «Коля провёл князя недалеко, до Литейной, в одну кафе-биллиардную, в нижнем этаже, вход с улицы». К сожалению, это слишком общее указание, не позволяющее более точно конкретизировать столь важный адрес дома Иволгиных, где произошла первая встреча Мышкина и Настасьи Филипповны. Но оно даёт основания предполагать, где на Литейном проспекте, неподалёку от своего дома, нередко пьянствовал Ардальон Александрович. Судя по данным петербургского адресного справочника, который вышел как раз во время работы Достоевского над романом «Идиот», это, скорее всего, мог быть трактир купца 2-й гильдии Ивана Шухардина. Он располагался на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы. Сегодня на этом месте возвышается известный всему городу дом Мурузи. А в 1860-х гг. на его месте стоял небольшой домик с гостиницей и трактиром, являвшийся довольно долго местом литературных сходок. О «литературном кабачке Пер Шухарда» поминал в мемуарах писатель Николай Лесков, — утверждает Борис Тихомиров. 
Ф.Ф. Баганц. Надеждинская улица. Акварель. 1858-1860.
Ф.Ф. Баганц. Надеждинская улица. Акварель. 1858-1860.

В последней части романа гостиница, где живёт князь, не однажды именуется «трактиром». Для петербургских заведений средней руки было в порядке вещей, когда одни и те же хозяева держали в нижнем этаже трактир, а в верхних — гостиницу или меблированные номера. Поэтому в просторечии ходило выражение «остановиться на жительство в трактире». С учётом данного обстоятельства из четырёх вариантов адреса той гостиницы, где Рогожин покушался на князя Мышкина, предпочтительнее оказывается дом надворного советника Якова Перрена на углу Моховой и Пантелеймоновской улиц. Однако в своём историческом виде этот дом не сохранился. 

ДОМ НА ГОРОХОВОЙ 

Один из важнейших центров художественной топографии романа «Идиот» — дом Парфёна Рогожина, считает Борис Тихомиров. В этом доме, который Ипполит сравнил с кладбищем, старушка мать Рогожина благословляет князя, после чего он обменивается нательным крестом с Парфёном — братается. Здесь же сбывается пророчество Мышкина о том, что Рогожин зарежет Настасью Филипповну, у тела которой, обнявшись, будут рыдать оба героя. Где же этот угрюмый трёхэтажный старый дом? Местоположение дома на Гороховой улице, «неподалёку от Садовой», при, казалось бы, ясном авторском указании вызывает у краеведов много вопросов, считает Борис Тихомиров. 

Дом Рогожина. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот». Художник И. Глазунов. 1983.
Дом Рогожина. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот». Художник И. Глазунов. 1983.

В романе дом Рогожина читатель видит глазами князя Мышкина: 

Один дом, вероятно по своей особенной физиономии, ещё издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: «Это, наверно, тот самый дом». С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал. Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зелёного. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором всё так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решётками. Большею частью внизу меняльная лавка. <…> И снаружи и внутри как-то негостеприимно и сухо, всё как-будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома — было бы трудно объяснить. 

Решающим обстоятельством в выборе именно этого адреса оказывается уточнение Мышкина, который, испытав почти гипнотическое впечатление от наружного вида дома Рогожина, говорит ему: «Я твой дом сейчас, подходя, за сто шагов угадал…». У Достоевского, который четыре года на каторге проходил в кандалах, шаг выработался другой, не такой широкий, нежели у наших краеведов. Кроме того, надо учитывать, что и росточком писатель был не гигант — всего 1 метр 68 сантиметров, это тоже влияет на длину шага. 

В краеведческой литературе указывают аж четыре разных «дома Рогожина» на Гороховой, но, на мой глаз, топографически и с учётом текста романа подходит только один — №41, второй по левой руке за Семёновским мостом, если идти, как и князь Мышкин, от Загородного. Если же принять ту точку зрения, что Достоевский «перенёс» на Гороховую какой-то иной дом, то ближе всего к делу московский дом купца Мазурина на Мясницкой, где он убил ювелира Калмыкова. В романах Достоевского у Гороховой особая аура: преступление Ставрогина с Матрёшей тоже на Гороховой, — поясняет Борис Тихомиров. 
Дом Парфёна Рогожина. Гороховая, 41. Фотография Л. Цыпкина. 1977. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Дом Парфёна Рогожина. Гороховая, 41. Фотография Л. Цыпкина. 1977. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
... В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочёл: «Дом потомственного почётного гражданина Рогожина». — Здесь может быть несколько ответов, — считает Тихомиров. — Легче всего указать, что Достоевский писал роман «Идиот» за границей и мог лишь приблизительно припомнить, как в действительности выглядит дом, в котором он решил поселить своего героя. 

К этому можно прибавить, что «Идиот» — не физиологический очерк, и писатель вправе трансформировать внешний вид реального дома в соответствии со своим художественным заданием. А оно состояло в том, чтобы через описание «дома Рогожина», увиденного проницательным взглядом князя Мышкина, углубить не только характеристику этого персонажа, но и всей той жизненной стихии, которой он порождён. Из всех рассмотренных вариантов тексту романа пространственно наиболее соответствует дом №41 по Гороховой улице. Но искать точный прототип дома напрасно, возможно, писатель перенёс в Петербург дом московского убийцы. 

ПАВЛОВСКИЕ ДАЧИ 

Значительная часть «Идиота» разворачивается в Павловске — небольшом городке и одновременно дачной местности в 25 верстах от Петербурга. Павловск — царская резиденция и излюбленное место состоятельных дачников XIX века. Два важнейших пространственных центра романа связаны Царскосельской железной дорогой. Для самого Достоевского маршрут Петербург — Павловск был привычным: в Павловске в первой половине 1860-х сам писатель неоднократно снимал дачу, здесь же отдыхала семья его брата Михаила, где он и умер. 

Дворец в Павловске. Около 1845 года. Неизвестный художник.
Дворец в Павловске. Около 1845 года. Неизвестный художник.

В Павловске, как и в Петербурге, все герои теснятся, как в Ноевом ковчеге. Здесь на террасе дачи Лебедева (князь Мышкин её арендует) завязываются конфликты героев — дачная непринуждённость стирает социальные границы. Аполлон Майков, отвечая Достоевскому, как приняли роман, заметил: отзывы разные, но главный упрёк в фантастичности лиц и в том, что «эдаких дач нет в Павловске». Справедлив ли упрёк? Дача Епанчиных «во вкусе швейцарской хижины» может напомнить дачу под Петергофом, где отдыхал Некрасов с Панаевыми. А по мысли исследовательницы Ганны Боград, не стоит искать «шале» Епанчиных и дачу Лебедева в Павловске. Краеведы уже пробовали найти их до Великой Отечественной (Павловск пострадал в годы войны) — тщётно. Но, напоминает Боград, Достоевский, находясь на чужбине, мог использовать свой излюбленный художественный приём и «перенести» дом из одного города в другой. Потому шале Епанчиных очень напоминает дачу вдовы придворного камердинера Анны Китаевой в Царском Селе, где часто бывал Пушкин, что значимо для автора «Идиота». Эту дачу перестраивали уже после отъезда Достоевского за границу. По словам исследовательницы, дач в виде шале в Павловске не было. Но были парковые павильоны, которые так и назывались — Старое и Новое шале. 

Старое шале
Старое шале
Аглая. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Илья Глазунов. 1982.
Аглая. Иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Илья Глазунов. 1982.

Летом 1866-го Достоевский навещал гостившую у родственников молодую красавицу Анну Корвин-Круковскую (прототип Аглаи Епанчиной) в Павловске. Писатель был увлечён Анной и сделал ей предложение, которое она не приняла, однако сохранила с Достоевским дружеские отношения, как и её сестра Софья, в замужестве Ковалевская. Знакомство с умными, образованными дочерьми генерала Корвин-Круковского, поначалу со скепсисом смотревшего на общение старшей дочери с бывшим каторжником (Анна написала в журнал Достоевского «Эпоха» рассказ, который тот опубликовал), отразилось в «Идиоте». В павловском храме Святой Марии Магдалины должна была состояться свадьба князя Мышкина и Настасьи Филипповны. 

Храм Святой Марии Магдалины. Снимок 1900 года. Неизвестный фотограф.
Храм Святой Марии Магдалины. Снимок 1900 года. Неизвестный фотограф.

ПЕСКИ И ИХ ОБИТАТЕЛИ 

Когда князь во второй части романа возвращается из Москвы в Петербург, останавливается в «плохонькой гостинице» недалеко от Литейной и на извозчике отправляется на Пески — к своему знакомцу Лебедеву, чтобы узнать, где находится Коля. Там он «в одной из Рождественских улиц» отыскивает небольшой деревянный домик Лебедевых. 

Церковь Рождества на Песках. Фотография конца XIX в. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Церковь Рождества на Песках. Фотография конца XIX в. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.

Пески — историческое название района Петербурга, который был отделён от центра Лиговским каналом, засыпанным в 1891–1892 гг. В административном отношении Пески относились к Рождественской части. Название полицейской части, как и десяти Рождественских улиц (ныне — Советские), идущих, одна за другой, параллельно Невскому проспекту, происходит от церкви Рождества Христова на Песках, находившейся в центре 6-й Рождественской. На Песках жила до замужества Анна Григорьевна Достоевская, и писатель неоднократно посещал её здесь, будучи женихом. Район Рождественских улиц, бывший в 1860-х гг. дальней окраиной столицы, был преимущественно застроен деревянными домами, причём наиболее отдалённые от Невского проспекта 8-я, 9-я и 10-я Рождественские были почти сплошь деревянными. Данное в романе описание не позволяет даже приблизительно локализовать домик Лебедева на карте. 

Вид на 3-ю Советскую (быв.Рождественскую) улицу с Греческого проспекта.
Вид на 3-ю Советскую (быв.Рождественскую) улицу с Греческого проспекта.

В ИЗМАЙЛОВСКИЙ ПОЛК 

Почему семейство Иволгиных, в первой части романа проживавшее близ Литейного проспекта, лишилось своего жилья? После инцидента с брошенными в горящий камин ста тысячами Ганя Иволгин отказался от «отписанной» ему Настасьей Филипповной суммы и оставил службу у генерала Епанчина. Тогда же семья лишилась квартирантов. Иволгиным пришлось отказаться от квартиры. Весной Варя вышла замуж за Птицына, и они с матерью и Ганей переехали к нему «в Измайловский полк». Правда, генерал Иволгин обитал не в доме зятя (Птицына), а в так называемом «Тарасовом доме» — долговом отделении, куда засадила его пассия — капитанша Терентьева. Официальное название этой тюрьмы — Дом содержания неисправимых должников; располагалась она по адресу: 1-я рота Измайловского полка (ныне 1-я Красноармейская улица), дом 3–5. В просторечии именовалась (по имени домовладельца) Тарасовым домом. В 1864 г. дважды туда был заключён за долги Аполлон Григорьев, где его навещал Достоевский. Весной или летом 1865 г. в долговую тюрьму был посажен младший брат Достоевского Николай, и писатель вместе с вдовой старшего брата выкупил его из заключения. 

Тарасов дом, 1-я Красноармейская, д. 3.
Тарасов дом, 1-я Красноармейская, д. 3.

Измайловским полком в Петербурге издавна называли район в Нарвской полицейской части города, где ещё с 1731 г. размещались казармы лейб-гвардии Измайловского полка, получившего название в честь подмосковного села Измайлова — родовой вотчины династии Романовых. Территориально этот район находился за Большим Царскосельским (ныне Московским) проспектом, между Фонтанкой и Обводным каналом; его центральной магистралью был Измайловский проспект, по обе стороны которого расходились двенадцать улиц, называемых ротами Измайловского полка (с 1923 г. — 1–12-я Красноармейские улицы). Измайловский полк — только исторически «военный район», в реальности с середины XIX века — обычная городская территория. Как поясняет Борис Тихомиров: 

Название не должно обманывать: Птицын был ростовщиком, а не военным. Ростовщики жили по всей Северной столице равномерно (с середины 1860-х гг., когда были упразднены «указные проценты» и можно было драть с клиента любой процент, то есть ростовщичество стало легальным и начали печатать объявления в газетах, — на каждом углу). 

Район этот был хорошо знаком Достоевскому. Он часто навещал здесь своих младших братьев, которые жили в доме купцов Нестеровых во 2-й роте Измайловского полка (ныне участок Московского проспекта, №27). По возвращении из Сибири в 1859–1861 гг. в 3-й роте Измайловского полка квартировал сам писатель. В Троицком (Измайловском) соборе Достоевский венчался с Анной Григорьевной Сниткиной. 

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка
Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка

В последней главке романа Измайловский полк будет упомянут ещё раз: не уточняя места, повествователь сообщает, что за три недели до финальных событий Настасья Филипповна, по настоянию князя, сняла там «у одной бывшей своей доброй знакомой, вдовы-учительши» квартиру. Разыскивая её в день роковой развязки, Мышкин заедет к учительше в Измайловский полк. Но безрезультатно. Так же безрезультатно пытаться перенести всю топографию «Идиота» на карту. Фантастический город ускользает, не желая вписываться в рамки реальности, напоминая о призрачности и условности романа и самого Петербурга Достоевского. 


○ Мария Башмакова. Фонтанка.ру. 2018

promo rubin65 август 9, 2018 06:11 2
Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded