rubin65

Categories:

«Нагрянь к Рогожину, найди князя Мышкина». Гид по петербургским местам «Идиота». Часть I


Фёдор Достоевский и Анна Сниткина
Фёдор Достоевский и Анна Сниткина

Июль в Петербурге — месяц особый, литературный. Публика отмечает в первые июльские выходные День Достоевского, вспоминая преступление Родиона Раскольникова, совершённое в эту пору. Но ведь это не единственное убийство, описанное Достоевским. О том, что следующий после «Преступления и наказания» роман — «Идиот» — тоже петербургский, как будто забывают. По крайней мере «дом Рогожина» или «дом Настасьи Филипповны» с энтузиазмом не ищут. Топографию романа «Идиот» поможет изучить доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе петербургского литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, президент Российского общества Достоевского Борис Тихомиров. 

Первая часть романа «Идиот» вышла в журнале «Русский вестник» в январе 1868 года. Одно из самых «петербургских» произведений Достоевского написано в Европе, причём в очень тяжёлую для писателя пору: первенец Фёдора и Анны Достоевских — дочь Соня умерла, прожив несколько месяцев. Писатель спускал деньги семьи в рулетку, завяз в долгах издателю… Правда, в письме другу, поэту Аполлону Майкову, Достоевский пылко утверждал: 

Карта Санкт-Петербурга. 1867 год. Из Путеводителя по железным дорогам России.
Карта Санкт-Петербурга. 1867 год. Из Путеводителя по железным дорогам России.
Фёдор Достоевский
Фёдор Достоевский
Теперь я приехал в Женеву с идеями в голове. Роман есть, и, если Бог поможет, выйдет вещь большая и, может быть, недурная. Люблю я её ужасно и писать буду с наслаждением и тревогой. 

ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ 

В 1867-м Достоевский писал всё тому же Майкову из Женевы, что «Россия отсюда выпуклее кажется нашему брату». Живя за границей, писатель жаловался, что «вне России положительно не работается». С особым пылом Достоевский читал русские газеты. Это помогало не терять связи с родиной. Но, будучи, скажем, во Флоренции, точную топографию Петербурга не воссоздашь. Пространство города сужено: сначала почти все герои теснятся в Литейной части, потом грядкой переносятся в Павловск. Этот «фантастический» ход автор использовал и в «Преступлении…»: все персонажи «в шаговой доступности» и периодически устраивают «эль скандаль» или произносят монологи. 

Борис Тихомиров
Борис Тихомиров
Художественная функция образа Петербурга в двух романах принципиально различна, — объясняет Борис Тихомиров. — «Преступление и наказание» — это в такой же мере произведение о Петербурге, как и о преступлении и наказании Родиона Раскольникова. 

В «Идиоте» Петербург скорее место действия, декорация при кажущейся точности локализации. И оттого выяснить маршруты героев особенно заманчиво и непросто… Роман состоит из четырёх частей, но композиционно его можно разделить на две. И каждая открывается приездом князя Мышкина в Петербург. Первый раз герой прибывает из Швейцарии и знакомится с Рогожиным, второй раз — возвращается из Москвы. «Идиот» как петербургский текст интересен и потому, что показывает широкую панораму Петербурга 1860-х. Тут и роскошный особняк генерала Епанчина, и купеческий дом Рогожина, и домик мелкого чиновника Лебедева. 

А. Ушин. Петербург романа «Идиот». Линогравюры. 1956. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
А. Ушин. Петербург романа «Идиот». Линогравюры. 1956. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.

По завершении романа Достоевский писал критику Николаю Страхову: 

Фёдор Достоевский
Фёдор Достоевский
Неужели фантастичный мой «Идиот» не есть действительность, да ещё самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества, — слоях, которые в действительности становятся фантастичными. 

УЗЕЛ ТРЁХ ВОКЗАЛОВ 

«Идиот» начинается в поезде. Впоследствии Достоевский ещё не раз приведёт своих героев на вокзал. В романе их задействовано три: Николаевский, Варшавский и Царскосельский. 

Варшавский вокзал. Фото А. Лоренса. 1860-е гг. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Варшавский вокзал. Фото А. Лоренса. 1860-е гг. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. 

Князь Мышкин вышел из поезда на дебаркадер Варшавского вокзала (тогда именовавшегося просто станцией; слово «вокзал» было новым и только-только входило в городской обиход), чтобы добраться до епанчинского дома, находившегося близ Спасо-Преображенского собора в Литейной полицейской части. Действие второй части романа начинается через полгода после окончания первой. Мышкин приезжает утренним поездом из Москвы на Николаевский вокзал. И снова направляется в сторону Литейной. 

Спасо-Преображенский собор (слева «дом Епанчиных»). Гравюра по рисунку К. Беггрова. 1834. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Спасо-Преображенский собор (слева «дом Епанчиных»). Гравюра по рисунку К. Беггрова. 1834. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.


Санкт-Петербургская пассажирская станция. Гравюра по рисунку К. Беггрова. 1834. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Санкт-Петербургская пассажирская станция. Гравюра по рисунку К. Беггрова. 1834. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.

В 1836 году, одновременно с началом строительства Царскосельской железной дороги — первой в России — был объявлен конкурс на проект «воксала» в Павловске «с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», рассказывает Борис Тихомиров. Павловский «воксал» превратился в ресторан, в котором обедали под музыку. Именно благодаря популярности Павловского «воксала» и другие станции железной дороги стали называть «воксалами». В значении «увеселительное заведение с садом, музыкой и выпивкой» это слово существовало в русском языке ещё с конца XVIII века. В значении «железнодорожная станция» в 1860-е годы — это неологизм.

Павловский «воксал». Литография К. Шульца с оригинала И. Мейера. 1845. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Павловский «воксал». Литография К. Шульца с оригинала И. Мейера. 1845. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.

О Павловске Достоевский писал: 

В Павловском вокзале по будням, как все по крайней мере утверждают, публика собирается избраннее, чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают «всякие люди» из города. Туалеты праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято. Оркестр, может быть, действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интимности. 

Администрация железной дороги устраивала с мая по сентябрь в помещении вокзала бесплатные симфонические концерты. Оркестр под управлением Иоганна Штрауса в Павловском «воксале» в 1860-е слушал и сам Достоевский. На подобном мероприятии в романе произошёл скандал с участием князя Мышкина, вступившегося за Настасью Филипповну. Сцену публичного оскорбления дамы офицером в Павловском «воксале» Достоевский взял из жизни. И прототипом оскорблённой женщины стала супруга писателя Николая Чернышевского Ольга Сократовна, которую приняли за легкомысленную особу. 

ГДЕ ИСКАТЬ НАСТАСЬЮ ФИЛИППОВНУ 

Барашкова Настасья Филипповна. В. Вильнер. Литография. 1973. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Барашкова Настасья Филипповна. В. Вильнер. Литография. 1973. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
<...> На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна... 

Инфернальную Настасью Филипповну в романе все ищут, как неизвестного героя в стишке Маршака. Не только Парфён Рогожин с князем Мышкиным путаются в её адресе, но и читатель, которого автор сбивает с толку дважды, отправляя к Большому театру. О том, что в ложе этого театра Настасья Филипповна бывает, говорит в поезде Рогожин. Большой театр в XIX веке находился на Театральной площади. В 1890-е был разобран. Сейчас на его месте здание Петербургской консерватории. 

Большой театр в Петербурге. Фотография А. Фелиша. 1870-е гг. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.
Большой театр в Петербурге. Фотография А. Фелиша. 1870-е гг. Предоставлено Литературно-мемориальным музеем Ф.М. Достоевского в С.-Петербурге.

Под «Французским театром», в котором тоже бывала, по словам Рогожина, пленившая его женщина, подразумевается Михайловский театр на площади Искусств. В Петербурге в Михайловском театре выступала французская труппа. Как известно, князь Мышкин, увидев Настасью Филипповну у Иволгиных, мечтает попасть к ней на вечер, но не знает адреса. Он полагается на пропойцу генерала Иволгина, который уверяет, что проводит его к Настасье Филипповне, направляя к Большому театру. Буквально через десять страниц Коля Иволгин опровергает утверждение папаши и выручает Льва Николаевича, сообщив, что Настасья Филипповна никогда у Большого театра не жила, а квартира её «близ Владимирской, у Пяти Углов». И показывает Мышкину дом с «великолепным подъездом» и «швейцаром».

Салон Настасьи Филипповны. Фотография 1900 года. ЦГАКФФД. Пять углов, дом №20/1 на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы.
Салон Настасьи Филипповны. Фотография 1900 года. ЦГАКФФД. Пять углов, дом №20/1 на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы.

Что, собственно, знает читатель о доме, в котором разворачивается одна из ключевых сцен романа — день рождения Настасьи Филипповны? А ничего, кроме того, что там был камин, потому как конверт с деньгами в огонь роковая женщина точно бросала. 

«Пять углов» — неофициальное, — поясняет Борис Тихомиров, – исторически сложившееся наименование перекрёстка, который образуется пересечением Загородного проспекта, Разъезжей и Троицкой (с 1929 г. — Рубинштейна) улиц и Чернышёва переулка (с 1948 г. — ул. Ломоносова). 

Говоря «близ Владимирской», Коля подразумевал церковь Владимирской иконы Божией Матери, от которой к Пяти углам ведёт начальная часть Загородного проспекта. Дом №18/2 на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы — ближайший при движении от Владимирской площади. Присмотримся к следующему дому №20/1 на противоположной стороне. В начале 1840-х гг., когда им владел купец Иван Пшеницын, в этом доме находился известный в Петербурге салон Панаевых, частыми гостями в котором бывали князь Владимир Одоевский, критик Виссарион Белинский, издатель и публицист Михаил Катков и другие столичные литераторы. Хозяйкой салона была красавица Авдотья Панаева. По утверждению достоеведа Леонида Гроссмана, автор «Идиота» наделил Настасью Филипповну внешностью Панаевой. Сегодня именно на дом Пшеницына чаще всего указывают как на дом Настасьи Филипповны. 

Авдотья Яковлевна Панаева. Портрет работы К. Горбунова, 1850.
Авдотья Яковлевна Панаева. Портрет работы К. Горбунова, 1850.

Из своей квартиры Настасья Филипповна уезжает с ватагой Рогожина в Екатерингоф. Достоевский не описывает, что и как там происходило, недвусмысленно упоминая об «оргии в Екатерингофском воксале», после которой Настасья Филипповна сбежала от Рогожина в Москву. Екатерингоф — загородный парк с дворцом на юго-западной окраине Петербурга. В середине XVIII века возникла традиция устраивать в Екатерингофском парке гулянья. В «воксале» имелся ресторан, поясняет Борис Тихомиров, а на его сцене давались вокально-музыкальные представления. Впрочем, в 1860-х годах Екатерингоф уже утрачивал свою былую славу элегантного места, обзаведясь весьма неприглядной репутацией. 

Екатерингофский «воксал». Литография, 1857. Автор Херман Раунхайм.
Екатерингофский «воксал». Литография, 1857. Автор Херман Раунхайм.

В четвёртой части романа упоминается Семёновский полк, где живёт со своей матерью «немка, знакомая Настасьи Филипповны». Князь едет туда, но безрезультатно: Настасьи Филипповны там нет. 

Семёновский полк, напоминает Борис Тихомиров, — это исторически сложившееся название района в Московской части Петербурга, где с XVIII века квартировали подразделения лейб-гвардии Семёновского полка. Он располагался к югу от Загородного проспекта между Звенигородской улицей и Большим Царскосельским (ныне Московским) проспектом. На территории Семёновского полка находится не однажды упомянутый в романе «воксал» Царскосельской железной дороги, с которого князь и другие персонажи отправляются в Павловск. 
«Воксал» Царскосельской железной дороги. Открытка, 1860. Постройка архитектора К.А. Тона,
«Воксал» Царскосельской железной дороги. Открытка, 1860. Постройка архитектора К.А. Тона,


○ Мария Башмакова. Фонтанка.ру. 2018 

promo rubin65 август 9, 2018 06:11 2
Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded