Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

Category:

Виктор Мараховский. Минутка искусств

На фоне курьёзного хайпа вокруг так называемого «сибирского барона» в далёкой островной пост-империи [причины, по которым данная сенсация так больно стукнула по российской элите, я описал детально для ув. подписчиков в двух материалах «высокой мараховщины» дважды — сначала здесь за несколько часов до того, как она произошла, и затем здесь — после] потерялась новость не менее интересная, ув. друзья.


Музей в городе с труднопроизносимым названием Радебойль, что в германской Саксонии, решил вернуть в США один из своих ценных экспонатов — купленный по случаю лет сто назад скальп индейца, натянутый на что-то вроде пялец для вышивания. Офигенен в данном случае контекст. Скальп хранился в музее Карла Мая, знаменитого писателя (предположительно автора любимых романов юного Гитлера). Херр Май у нас известен не очень, а в Германии в своё время сделал себе славу автора вестернов, ибо строчил про индейцев и про Виннету (собственно, это он его изобрёл). По основной профессии Май был жуликом. Его карьера выглядит так:
— Украл свечи, попался.
— Украл часы, попался.
— Работный дом.
— Мошенничество на доверии.
— Отсидка.
— Литературная деятельность.

В карьере литератора у Мая задалось лучше: он писал про всё, что хавал германский пипл второй половины XIX века. Он писал про таинственные загадки Востока и про потные пампасы Южной Америки, но особенно у него получалось про индейцев. Он даже придумал великую вестерн-присказку: «Хау, я всё сказал», — которой спустя полтора столетия пользовался, например, герой космического вестерна «Мандалорец». Естественно, загадочные востоки и дикие запады Мая были похожи на реальные востоки и запады не больше, чем изображаемые им на заре жизни фейковые полицейские и врачи. Но именно это и помогло ему: он изображал не какие-нибудь там жалкие реальные страны, а страстные романтические действительности, которых ждал сентиментально-самодовольный тевтонский дух читателя. В Америке Май был однажды — на совершенно европеизированном восточном побережье. Никакого Дикого Запада он в глаза не видел. Любопытно, кстати, что самый знаменитый автор вестернов, Фенимор Купер, также неоднократно подвергался критике на тему «где ты нашёл своих благородных индейцев», — в том числе от Марка Твена. Купер тоже был знаком с предметом своих описаний весьма теоретически. Это говорит нам довольно любопытные вещи.

Первая: кажется, успешная «литература о других народах» в значительной своей степени есть жульничество. Возможно, она есть жульничество в первую очередь. «Джордж Салманазар» (мы понятия не имеем, как его звали на самом деле) описал англичанам полностью выдуманную Формозу, то есть Тайвань, выдавая себя за его уроженца, и сделал себе на этом имя и капитал. Ежи Косински выдумал себе детство среди таинственных сельских поляков в «Раскрашенной птице», знаменитое (в Европе) «Сибирское воспитание» молдавского паренька, воспитанного великим народом урок, заставило орать русских читателей в голос, бестселлер «Тысяча сияющих солнц» о быте Афганистана написан человеком, выросшим в Америке. Список можно вытянуть отсюда до Меркурия.

Вторая: огромное большинство наших современников воспитаны на заведомо вымышленной картине мира. При этом, если русский читатель платит за эту вымышленность всего лишь деньгами [внедрённое в него европоклонство заставляет его платить своими будущими сбережениями за статусные фотки-из-Прованса. У меня есть знакомый автор-путешественник, четвёртый год не возвращающий 45 т.р.], то жители стран послабей платят скальпами. Ведь те, кто придумывал «гуманитарные интервенции» в условные Ливии и Ираки, читали подделки.


Виктор Мараховский. 25 ноября 2020



Tags: англосаксы, литература, мошенник, публицистика
Subscribe

Posts from This Journal “мошенник” Tag

promo rubin65 август 9, 2018 06:11 2
Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment