Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

История Санкт-Петербургского Политехнического университета 1899─2019

Создание политехнических институтов в России ─ одно из бесспорных достижений "эпохи Витте", как именуется иногда рубеж ХIХ─ХХ веков. Венец этой сети ─ Санкт-Петербургский Политехнический институт ─ был предназначен для воспроизводства управленческо-хозяйственной и научно-технической элиты. Предыстория института связана с именами С.Ю. Витте, В.И. Ковалевского, Д.И. Менделеева. В знак признательности все трое после 1902 года были избраны Почётными членами СПб Политехнического института, а их портреты были установлены в Зале Совета. На инициативу С.Ю. Витте в форме трёхстраничного доклада Николаю II с краткой мотивировкой и просьбой разрешить строительство СПб Политехнического института "высочайшее соизволение последовало 19 февраля 1899 года", немедленно, без согласований и виз.


СПбПУ
Члены первого Совета института, в центре ─ В.И. Ковалевский. 1902


Подготовка к строительству началась через три дня. Летний строительный сезон 1899 года позволил заложить фундаменты и начать возведение стен основных зданий по плану архитектора Э.Ф. Вирриха и др. Закладная доска уложена 18 июля 1900 года при участии С.Ю. Витте, а уже к концу 1901 года первый в России университетский городок европейского типа ─ полностью автономный комплекс ─ был вчерне завершён. Строительную часть дела возглавил В.И. Ковалевский, с 1900 года к ней был активно подключён назначенный первым директором князь А.Г. Гагарин, начавший свою деятельность с длительной зарубежной командировки. Организационно-программная работа велась параллельно особым совещанием под руководством члена Госсовета Н.П. Петрова и была завершена летом 1901 года.

После двух лет приближавшегося к завершению строительства в Государственный совет был направлен 70-страничный документ за подписью С.Ю. Витте (23 ноября 1900 года) "Об учреждении Политехнического института в Санкт-Петербурге". После аргументированного устранения возражений различных ведомств и решающих разьяснений С.Ю. Витте в Госсовете Николай II утвердил окончательное "Положение о СПб Политехническом институте" в мае 1902 года. Официально занятия начались 2 октября 1902 года.

Петербургский Политехникум отличался от годом ранее появившихся Киевского и Варшавского Политехнических институтов нестандартным набором отделений ─ Экономическое, Электромеханическое, Металлургическое, Кораблестроительное ─ по существу новых для России специальностей. По замыслу С.Ю. Витте, предвидевшего важность совместной деятельности экономистов и техников в XX веке, студенты-экономисты должны были составлять половину контингента. Академик АН СССР С.Г. Струмилин, выпускник института, назвал его [СПбПУ] впоследствии "светлым храмом экономической науки в Сосновке, построенным Витте". Созданный полностью на государственные средства, институт имел всё для подготовки высококлассных специалистов: просторные аудитории и чертёжные, многочисленные кабинеты и лаборатории (иные были первыми и долго единственными в российской высшей школе), самое современное лабораторное оборудование, комфортабельные общежития для студентов и квартиры для сотрудников. Немало непривычного было и в организации учебной жизни института: зачисление на первый курс без экзаменов, по результатам конкурса аттестатов, отсутствие оценок и экзаменационных сессий, обилие практических и лабораторных занятий, обязательные летние практики, очень высокие требования к выпускным работам. Идеальный ход жизни института был нарушен революционными событиями 1905─1906 гг. и связанным с ними полуторагодовым перерывом в занятиях, отстранением А.Г. Гагарина от должности директора и полным закрытием общежитий в 1907 году.


СПбПУ
1 корпус студенческого общежития. В настоящее время ─ здание администрации Политехнического университета

Развитие института в 1907─1914 гг. соответствовало периоду чрезвычайного развития производительных сил России и возрастанию спроса на специалистов с техническим и коммерческим образованием. В 1907 году открылись новые отделения: Инженерно-строительное и Механическое. К концу этого периода число студентов превысило 6 тысяч ─ втрое больше проектного уровня. Создавшийся дисбаланс в пользу технических отделений стал более отвечать происшедшему в 1906 году переводу института из ведения Министерства Финансов в Министерство торговли и промышленности. Экономическое и технические (кроме Кораблестроительного) отделения готовили специалистов для бурно развивавшейся железнодорожной отрасли. Кораблестроительное отделение с 1909 года вело подготовку специалистов по военному кораблестроению и авиации, механическое ─ по автомобильным двигателям, Электромеханическое и Инженерно-строительное ─ по электрификации железных дорог и гидроэлектростанциям.

Профессорско-преподавательский состав института вобрал цвет либеральной по убеждениям технической и гуманитарной интеллигенции Петербурга (да и России в целом). Здесь собралась едва ли не вся столичная школа механики: В.Л. Кирпичёв, А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, B.Г. Галёркин, С.П. Тимошенко, И.В. Мещерский, C.И. Дружинин. Впечатляюще выглядела группа профессоров Металлургического отделения: Н.А. Меншуткин, Н.С. Курнаков, А.А. Ржешотарский, В.Е. Грум-Гржимайло, А.А. Байков, М.А. Павлов, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, В.А. Кистяковский, П.П. Федотъев. Большим авторитетом в кругах электротехников пользовались профессора М.А. Шателен, В.Ф. Миткевич, А.В. Вульф, С.Н. Усатый. Все студенты-политехники учились физике у профессоров В.В. Скобельцына и А.Ф. Иоффе. Курсы прикладной механики, термодинамики и паровых машин для студентов технических отделений вели А.А. Радциг, А.А. Брандт, А.С. Ломшаков. Крупные специалисты своего дела преподавали специальные дисциплины: К.П. Боклевский, А.П. Фан-дер-Флит, Г.Н. Пио-Ульский, И.Н. Воскресенский ─ на Кораблестроительном отделении, Б.Н. Кандиба, С.П. Максимов, А.М. Фролов, Г.П. Передерий - на Инженерно-строительном, Н.Н. Саввин, Л.З. Ратновский ─ на Механическом. Славу первой и ведущей высшей экономической школы России создали институту экономисты А.С. Посников, А.А. Чупров, П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.И. Фридман, М.В. Бернацкий, историки и социологи М.М. Ковалевский, М.А. Дьяконов, И.М. Гревс, Д.М. Петрушевский, Н.И. Кареев, правоведы Б.Э. Нольде, А.Т. Гусаков, Н.С. Тимашев и другие. Каждый второй (22 из 45) профессоров, работавших в институте в 1914 году были избраны в Российскую Академию наук в разное время.

Первая Мировая война осложнила жизнь института. Часть помещений была отведена под госпиталь и курсы авиамехаников, механиков флота, радиотелеграфистов. Сотни и тысячи студентов уходили в армию добровольно и по мобилизации. Несмотря на усиленные приёмы ─ до 1700 человек в 1916 году ─ к началу 1917 г. в институте осталось только три тысячи студентов. Но занятия не прерывались, почти весь преподавательский состав был сохранён, а выпуск инженеров нарастал. Всего до революции институт выпустил 2,5 тысячи инженеров. Сотни их, вместе со многими профессорами, вскоре оказались вне России и там своими знаниями внесли весомый вклад в развитие научной мысли на Западе, способствуя укреплению международного авторитета своей Аlma Mater.


СПбПУ
Актовый (Белый) зал

За октябрьскими событиями 1917 года последовало катастрофическое ухудшение положения института. Прекратились финансирование и поставки топлива ─ учебные здания не отапливались до 1924 года (!). В 1918 г. институт утратил автономию и перешёл в ведение Наркомпроса РСФСР, многие декреты которого ─ об отмене отметок в средних школах, образовательного ценза при поступлении в высшую школу, упразднении всех видов испытаний, аттестатов и дипломов и т.д. ─ совершенно дезорганизовали учебный процесс. В 1919 году институт почти опустел и был на грани ликвидации. Большие потери нёс профессорско-преподавательский состав от эмиграции и голодных смертей. Однако в том же 1919 году по инициативе академика А.Ф. Иоффе, проявившего удивительный оптимизм и прозорливость, в Политехническом был размещён Физико-технический отдел Государственного рентгенологического и радиологического института (ГРиРИ), ставший через 4 года самостоятельным Физико-техническим институтом, и учреждён Физико-механической факультет (не имевший аналогов в мире!). Тогда же начал работу Химический факультет. В 1920 году в соответствии с декретами Совнаркома был организован "срочный выпуск инженеров-специалистов" и Рабфак, в 1922 г. учреждён Факультет Индустриального земледелия.

1920-е годы подтвердили высокий класс первых выпускников всех отделений (с 1918 г. ─ "факультетов") Политехнического института. Так, экономисты В.Н. Твердохлебов, В.Э. Ден, А.В. Венедиктов, Л.Н. Юровский и др. внесли важный вклад в разработку научно-организационной идеологии НЭПа. Кораблестроители П.Ф. Папкович и В.Л. Поздюнин обогатили теорию кораблестроения, Б.М. Малинин, С.А. Базилевский и др. заложили основы советского кораблестроения. Электромеханик А.А. Горев (обладатель диплома №1) выполнил наиболее сложную и объёмную часть плана электрификации Северного района ─ составной части широко известного плана ГОЭЛРО, символами которого в нашей стране стали Волховстрой и ДнепроГЭС. Лидером в этой области был профессор М.А. Шателен. Будущий академик А.А. Чернышёв создаёт в этот период систему защиты воздушных линий связи от перенапряжений. Механик Н.Н. Поликарпов становится основоположником теории конструирования истребителей: вспомним, что первая в России высшая авиационная школа ─ "Курсы авиации и воздухоплавания" при Кораблестроительном отделении ─ открыта в 1909 году.


СПбПУ

Мировое признание получает физическая школа А.Ф. Иоффе, его система подготовки научных кадров ("система Физмеха"), работы молодых физиков П.Л. Капицы, Н.Н. Семёнова ─ будущих лауреатов Нобелевской премии, А.Ф. Вальтера, Ю.Б. Харитона, А.И. Шальникова, изобретения Л.С. Термена (первый в мире электронный бесконтактный музыкальный инструмент и система "электрического дальновидения"), фундаментальные работы А.А. Фридмана по "взрывающейся Вселенной".

В 1929 году начался процесс внутренней перестройки института: Авиастроительное отделение выделилось из Кораблестроительного факультета и стало самостоятельным. Гидротехническое отделение, выделившись из Инженерно-строительного факультета, образовало Факультет водного хозяйства. В январе 1930 года институт был передан в ведение ВСНХ СССР, а уже в апреле комиссия по реформе высшего образования при Совнаркоме СССР приняла решение о создании на базе имеющихся в стране вузов многочисленных узкопрофильных институтов и передаче их в состав объединений по отраслевому признаку. 30 июня 1930 года Ленинградский Политехнический институт перестал существовать. На его территории возникли шесть самостоятельных учебных институтов: Всесоюзный Котлотурбинный, Гидротехнический, Машиностроительный, Металлургический, Электромеханический, Инженерная академия и Физико-механический институт (с 1932 года ─ Ленинградский Физико-механический институт). Другие части бывшего Политехнического получили новые адреса: Авиастроительный (будущий МАИ), Ленинградский Кораблестроительный институт, Институт Механизации и электрификации сельского хозяйства. Инженерно-строительный факультет был влит в Строительный институт (позже Институт инженеров Промышленного строительства, в 1939 году трансформировавшийся в военное училище ─ ВИТУ), части Химического факультета переданы Горному и Технологическому институтам. Только на базе Экономического факультета ЛПИ (и частично ЛИНХ) созданы: Финансовый институт (с 1991 года ─ СПб Университет экономики и финансов), Плановый институт (в 1954 году влившийся в ФинЭК), Институт потребительской кооперации (позже Торгово-товароведный институт, влившийся в Институт советской торговли в 1935 году), Институт промышленности и труда (позже Инженерно-экономический институт, с 1992 года ─ СПб Инженерно-экономическая академия), Институт обмена и распределения (с 1932 года ─ Институт советской торговли, с 1992 ─ СПб Торговый институт), Московский Транспортно-экономический институт. В 1932 году из Машиностроительного института выделилось Военно-механическое отделение, ставшее Военно-Механическим институтом, а учебный Всесоюзный Котлотурбинный институт присоединился к Электромеханическому институту.

Таким образом, многие структурные подразделения Ленинградского Политехнического института стали фундаментом внушительного ряда новых советских высших учебных заведений Ленинграда и Москвы. Потенциал задуманного на рубеже веков вуза оказался столь прочным и мощным, что его хватило как на придание "импульса" почти десятку новых вузов, так и на продолжение самостоятельного существования и развития в качестве по-прежнему крупнейшего ВУЗа СССР. Общее число студентов, оставшихся в новых ВУЗах на территории бывшего Политехнического, установилось на уровне десяти тысяч. Уже летом 1933 года комиссия по высшей школе вынуждена была устранять хозяйственные споры между этими отраслевыми институтами, а в апреле 1934 года они были объединены на правах факультетов в составе вновь созданного Ленинградского Индустриального института (ЛИИ) с подчинением его Народному Комиссариату тяжёлой промышленности. Перечень факультетов отражает приоритеты времени с акцентом на все типы машиностроения: Электромеханический, Факультет энергетического машиностроения, Факультет производственного машиностроения, Энергетический факультет, Гидротехнический, Металлургический, Электросварочный, Физико-механический, Инженерно-экономический, Общетехнический факультет.

Индустриальный институт был символом научно-технической политики государства и пользовался огромной популярностью. Однако существовала и теневая сторона принадлежности института Наркомтяжпрому, который не был заинтересован в подготовке специалистов для других отраслей промышленности. Уже в 1937 году общее число студентов ЛИИ уменьшилось вдвое. Строившиеся для отраслевых ВУЗов огромные Машиностроительный, Гидротехнический и Высоковольтный корпуса превратились в типичный "долгострой". В Наркомате возникали идеи о новом расчленении института. В 1939 году ЛИИ был передан в непосредственное ведение Всесоюзного Комитета по высшей школе (ВКВШ), а в ноябре 1940 года ему было возвращено название "Политехнический".

В 1941 году был создан Тепломеханический факультет на основе Энергомашиностроительного и Автомеханического факультетов. Тогда же была поставлена задача о возврате к подготовке инженеров широкого профиля (против чего, кстати, начиная с 1923 года боролся ещё бывший Наркомпрос РСФСР).

Великая Отечественная война прервала процесс возрождения Политехнического института. Он понёс огромные людские потери на фронтах, куда ушли более половины политехников, а также во время блокады Ленинграда. Вырвавшимся из блокады политехникам довелось испытать тяготы немецкой оккупации в Пятигорске, куда институт был эвакуирован в 1942 году. В 1943 году вели учебную и научную работу две части института ─ в Ташкенте и в самом блокадном Ленинграде. Вклад политехников в оборонные усилия СССР, в его военный потенциал показал ведущее положение Политехнического института среди гражданских технических ВУЗов страны. Достаточно одного примера ─ лучший в мире массовый средний танк времён Второй Мировой войны Т-34 создан выпускником 1934 года М.И. Кошкиным. Более того, в ходе ещё не оконченной войны с фашизмом, при появлении атомной угрозы, именно политехники стали во главе советского атомного проекта. Только из шести учёных и конструкторов, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда СССР за вклад в создание атомного и термоядерного оружия, пять были в разное время связаны с Ленинградским Политехническим институтом: И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, К.И. Щёлкин, Я.Б. Зельдович, Н.Л. Духов.

После возвращения основной массы преподавателей и студентов из эвакуации в 1944 году ЛПИ возобновил занятия в полном объёме в составе следующих факультетов: Электромеханический, Физико-механический, Энергомашиностроительный, Металлургический, Гидротехнический, Механико-машиностроительный, Инженерно-экономический. В послевоенный период главные усилия были направлены на воссоздание материальной базы института и подготовку кадров для восстановления экономики и хозяйства страны. Происходит и реорганизация факультетских структур. На Физико-механическом факультете организуется подготовка по специальности "ядерная физика" на одной из первых в стране кафедр подобного профиля (открытое название ─ "Техническая физика"). В 1945 году ГТФ трансформируется в Инженерно-строительный факультет (ИСФ). В 1948 году политехники становятся инициаторами нового движения ─ непосредственного участия студентов в летних строительных работах по созданию малых электростанций в Ленинградской области ─ позднее общеизвестному как студенческие строительные отряды.


СПбПУ
Гидробашня

По окончании Великой Отечественной войны к началу 1950-х годов восстановление завершило первые полвека существования Политехнического института. Ровесник XX века, он пережил несколько революций и войн, многие голодные и полуголодные годы, период репрессий и длительных экспериментов над высшей школой с шараханиями из крайности в крайность. Велики были людские потери, но уцелели добротные здания, построенные в начале века, научные школы и многие добрые традиции. 1950-е годы открыли вторую, менее беспокойную половину истории института, время длительного мирного развития, в котором можно выделить три достаточно больших стабильных этапа, со своими особенностями, заслуживающими самостоятельного рассмотрения и изучения. Эти этапы связаны с именами возглавлявших институт ректоров В.С. Смирнова (1956─1973), К.П. Селезнёва (1973─1983), действующего научного руководителя СПбПУ Ю.С. Васильева (1983─2003), действующего президента СПбПУ М.П. Фёдорова (2003─2011), А.В. Рудского (с 2011 г. по настоящее время). Новые научные и технические приоритеты начала второй половины века ─ атомная энергия, интерес к кибернетике, вычислительная техника, реактивная авиация и ракетостроение ─ не застали врасплох Политехнический институт.

В 1952 году из Физико-механического факультета выделяется самостоятельный Радиотехнический факультет, в 1959 году Металлургический факультет перепрофилируется в Физико-металлургический. На базе традиционных кафедр и факультетов возникают новые внефакультетские структуры. Научно-исследовательская работа в ЛПИ резко возрастает по объёму и тематике, отражаясь при этом и в учебных программах. Из наиболее крупных следует отметить Особое Конструкторское Бюро (1961), впоследствии ОКБ "Импульс", под руководством будущего Героя Социалистического труда профессора Т.Н. Соколова, ставшее ведущей организацией страны в области технических вычислительных средств управления. В 1967 году организовано Особое Конструкторское Бюро технической кибернетики, которое возглавил профессор Е.И. Юревич. Ныне это Центральный научно-исследовательский институт робототехники и кибернетики со статусом Государственного научного Центра Российской Федерации (гендиректор ─ А.В Лопота). В плане учебной работы шестидесятые ─ начало семидесятых годов ─ период становления жёсткой централизованной системы высшего образования в стране, связанной с подготовкой инженерных кадров для развивающихся отраслей промышленности. В 1972 году начинает работу крупный учебный филиал во Пскове, ныне Псковский Политехнический институт в составе СПбПУ. В 1974 году создан Факультет переподготовки инженеров по новым перспективным направлениям науки и техники. Середина 1970-х ─ начало 1980-х годов отмечены новым всплеском реорганизации: Особое Конструкторское Бюро "Радуга", Факультет автоматизации управления, Факультет повышения квалификации преподавателей, разделение Вечернего факультета на Инженерно-технический и Электрорадиотехничаский, Факультет экономики и управления производством.

Вторая половина восьмидесятых ознаменована укреплением связей с Физико-техническим институтом АН СССР ─ создаётся Физико-технический факультет (ФТФ) на базе части кафедр ФМФ и РФФ. Межотраслевой институт повышения квалификации (МИПК) создан в 1986 году на основе Факультета усовершенствования дипломированных инженеров (ФУДИ). Для улучшения качества новых поколений абитуриентов организован Малый Политехнический институт ─ структура с ориентированной подготовкой по физике и математике для школьников. Особенно бурным процесс переориентации деятельности и создания новых структур стал после 1990 года и происходит сегодня. Возникли центры с участием иностранных фирм "Диджитал Эквипмент корпорейшн", "Хьюлетт-Паккард", "Конвекс". Организована Российско-американская высшая школа управления (РАВШУ). Обрели более высокий статус прежние структуры ─ Научный производственный комплекс (НПК), Институт международных образовательных программ (ИМОП), Институт военно-инженерного образования (ИВИО), Институт интеллектуальных систем и технологий (ИИСТ) на базе концерна "Ленинец", Инновационно-инвестиционный комплекс (Центр наукоёмкого инжиниринга), Государственный учебный Центр профессиональной переподготовки руководителей. Созданы Гуманитарный факультет и Факультет медицинской физики и биотехнологии.


СПбПУ
Главное здание Политехнического университета

В наши дни Санкт-Петербургский Политехнический университет ─ одно из крупнейших высших технических учебных заведений России. Организационно СП6ПУ представляет собой чрезвычайно разветвлённую сеть учебных филиалов, институтов, специализированных центров, систему поствузовского образования, а также колледжей, лицеев, подготовительных отделений, курсов и т.п. Свою деятельность СПбПУ ведёт сегодня на территории пяти субъектов Российской Федерации.


Авторы ─ В.А. Смелов, В.В. Чепарухин


Tags: Политех, СПб, наука, нтп, образование, сделано в России
Subscribe

Posts from This Journal “Политех” Tag

Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments