Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

Кадры вмещают всё (журнал "Огонёк" от 10 сентября 2018)

      Перевернёт ли киномир новая технология съёмки?

      Когда-нибудь 75-й Венецианский фестиваль, закончившийся буквально на днях, назовут историческим: на нём был представлен фильм, снятый в революционном формате 96 кадров в секунду.


режиссёр Виктор Косаковский


      "Восхитительный пир для глаз", "новаторский киноопыт" и "чрезвычайно амбициозный проект" — как только не называли в прессе новый документальный фильм россиянина Виктора Косаковского. И это, конечно же, не случайно: режиссёр задумал ни много ни мало кинореволюцию. Виктор Косаковский — величина в мировой документалистике, а его фильм "Да здравствуют антиподы!" семь лет назад открыл Венецианский кинофестиваль. И вот в новом фильме "Акварела", посвящённом воде, он применил новую технологию — снял его в формате 96 кадров в секунду. Для сравнения: большинство современных фильмов снимаются в формате 24 кадра в секунду. В чём разница? Разберёмся.


      По сверкающей глади озера Байкал едет автомобиль. Мгновение — и вот он уже исчезает, на глазах у потрясённого зрителя провалившись под воду. А вот таяние ледника и тут же — шторм на море… Первые кадры "Акварелы" впечатляют даже в трейлере, выложенном в Сети, а уж смотреть их на большом экране в уникальном формате, похоже, действительно уникальный киноопыт.





      — В киноязыке было несколько революций, — говорит сам Виктор Косаковский. — Как вы помните, сначала ручку камеры крутил кинооператор и затем плёнку в проекторе крутил киномеханик. Сначала 12 кадров в секунду, затем 16, 18… Когда появилась механическая технология, установился формат 24 кадра в секунду — это минимальное количество кадров в секунду, которое наш мозг в большинстве случаев воспринимает в качестве непрерывного движения. Дальше в кино произошло ещё много революций: звук, цвет, цифровые технологии, 3D, Dolby, Atmos… Современные камеры уже давно позволяют снимать и 100, и 200, и 1000 кадров в секунду и более. А вот кинопоказ сотню лет остаётся неизменным — 24 кадра в секунду. Поэтому и все остальные этапы технологического кинопроцесса тоже настроены на 24 кадра. И мы с командой доказали, что технически возможно снять фильм в формате 96 кадров в секунду, смонтировать, озвучить его и главное — показать также в формате 96 кадров в секунду, и что это будет совершенно иной опыт для зрителя.

      Отметим: попытки увеличить частоту кадров в кино уже предпринимались и до Косаковского, причём самыми известными кинематографистами планеты. Ну, например, в 2011 году автор "Титаника" и "Аватара" Джеймс Кэмерон представил деморолик, снятый в формате 3D с частотой 60 кадров в секунду — тогда Кэмерон предсказывал, что это залог уникальных кинотеатральных ощущений в будущем. Но если Кэмерон выступил как застрельщик, то первым, кто действительно попробовал продемонстрировать публике фильм, снятый по новой технологии, был Питер Джексон — его "Хоббита" показывали в формате 48 кадров в секунду… Более того, сам режиссёр даже поделился со своими зрителями "конспирологической" версией того, откуда вообще взялись старые 24 кадра в секунду.

      — На минимальной скорости, похоже, остановились из-за стоимости плёнки, — написал он в своём Facebook. — 35-миллиметровка дорога, 1 фут такой плёнки составлял значительную часть бюджета любого фильма. Поэтому девять десятилетий мы жили с 24 кадрами. Не потому, что это лучший вариант — он никоим образом не лучший, — но потому, что это был наиболее дешёвый вариант достичь приемлемых результатов.

      Звучит убедительно, однако сам "Хоббит", при всех его художественных достоинствах, оставил у зрителей двойственное впечатление именно в том, что касалось технологии съёмки. Как отмечает авторитетный онлайн-журнал о науке, технологиях и дизайне New Atlas, общее впечатление вышло смазанным — картинка стала более "телевизионной", а повышенная детализация лишь продемонстрировала искусственность декораций и нереальность грима. Зато сразу разгорелась философская дискуссия: мол, где грань между чёткостью картинки и самим ощущением кино?
      Ещё одним неудачным стартом для новой технологии стал фильм оскароносного режиссёра Энга Ли с длинным названием "Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча": камерная драма о солдате, вернувшемся из Ирака, была снята в формате… 120 кадров в секунду! И вызвала очередной шквал вопросов: всё, что в обычном кино было "заретушировано" (от грима до особенностей актёрской игры) здесь оказалось как бы на свету. Некоторые критики ворчали, мол, сам фильм стал напоминать "школьную постановку"! Не говоря уже о том, что, к примеру, в США только два кинотеатра смогли предоставить соответствующие возможности для показа картины в формате, в котором она была снята…

      И вот у Виктора Косаковского, похоже, нашлись ответы на наболевшие вопросы.
      — Для того чтобы снимать фильм с увеличенной частотой кадров, в первую очередь нужен серьёзный художественный и драматургический смысл. Это не может быть просто аттракцион, — говорит режиссёр. — Мы провели испытания: сняли 48, 60, 72, 96, 120 кадров в секунду и остановились на 96. Так получился самый выразительный результат: ты как бы видишь нечто новое! Я не буду говорить, что это 3Д без очков, однако в этом есть нечто неуловимое... Не хочу сравнивать себя с Леонардо да Винчи. Но взгляните на "Мону Лизу": двухмерное пространство картины по существу трёхмерно, она как бы поворачивается к вам и улыбается. Это уникальная технология живописи, но она несёт в себе художественный смысл! Вот и мы попробовали сделать что-то такое, что имело бы такой смысл…

      Работая над фильмом о воде, Косаковский понял, что частота 96 кадров в секунду позволяет, к примеру, показать дождь буквально по каплям (обычно на экране — это просто некие белые штрихи и линии воды). А это, в свою очередь, помогает играть со зрительским восприятием. Допустим, глядя на землю из окна самолёта, вы видите, как она плавно движется где-то внизу. Напротив, асфальт под колёсами автомобиля рябит и дрожит. Поэтому всякий раз, когда вы видите абстрактное плавное изображение, вам кажется, что это нечто масштабное и снятое с большого расстояния, а мелькающие абстрактные кадры — совершенно наоборот; такова особенность человеческого восприятия. Так вот новая технология съёмки позволяет снять тот же самый дрожащий перед глазами асфальт плавно, как если бы вы смотрели на него из окна самолёта, и запутать зрителя. На что он смотрит: на бурю в стакане воды или на шторм в настоящем море? Сможет ли он это понять? Режиссёр утверждает, что его интересовало то, как меняется наше восприятие вещей, явлений и новая технология помогла ему поразмышлять над этими вопросами.

      Виктор Косаковский работал не один, а с командой молодых людей из семи стран, он вообще уверен, что современные технологические прорывы и художественные открытия трудно осуществить в одной стране или в одном месте. Нужен коллективный опыт людей с разным образованием и культурным багажом!
      Какова первая реакция на фильм? "Акварела" продана для показа на основных рынках, а сам режиссёр на днях летит в Голливуд, где будет объяснять, как всё это сделано. Но дело не только в технологии.
      — Моя задача — вернуть документальный кинематограф на большой экран, доказать, что это не только рассказ о чём-то, но ещё и серьёзное художественное произведение, — говорит Косаковский. — Не только новая информация, но, если хотите, новый взгляд.


      ○ Автор ─ Кирилл Журенков


инфографика


      Экспертиза


      Экран в будущее


Георгий Молодцов, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения

      Георгий Молодцов, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения

      Перемены назрели. Сейчас я много занимаюсь форматом виртуальной реальности и могу сказать, что люди, надевшие очки виртуальной реальности, уже могут видеть картинку с очень высокой скоростью обновления кадров. В этом контексте фильм Виктора Косаковского — своего рода манифест, поднимающий давно назревший вопрос.
      Конечно, переход на 96 кадров не единственное, что может изменить или уже меняет кино. Например сегодня усиливается роль звука.

      Вновь приведу пример из виртуальной реальности: когда вы поворачиваете голову в очках виртуальной реальности, гироскоп, встроенных в них, реагирует на этот поворот. Но если это ещё и сопровождается усилением одних звуков и ослаблением других, эффект непередаваем! Впрочем, и это далеко не всё. Одним из средств визуализации историй стало 3D, хотя оно и сковывает режиссёров определёнными правилами съёмки (вот почему я считаю, что школа советского стереоскопического кино более перспективна). Или возьмите увеличение мощности видеокарт — это сделало технологии цифровой съемки более доступными. Вспомните: так называемая новая волна в 60-х возникла во многом благодаря тому, что появились лёгкие ручные камеры. Точно так же сегодня очередная "новая волна" поднимается на фоне увеличения мощности домашних компьютеров. Теперь молодое поколение режиссёров может создавать технологически совершенные картины, во многом не уступающие большим блокбастерам.

      Изменят ли новые технологи модель киносмотрения? Вопрос открытый. Моё ощущение: они помогут в борьбе мультизальных кинотеатров с домашним киносмотрением. Думаю, это противостояние — главная интрига в кино в ближайшее время. С одной стороны, мы видим развитие VoD-платформ (от английского video on demand, или видео по запросу), вроде Amazon и Netflix, которые всё чаще выступают заказчиками производства фильмов, а также получают эксклюзивные права на их трансляцию.
      А с другой стороны — традиционные кинотеатры стараются по-новому развлекать зрителей. Уже совсем скоро они смогут предложить людям фильмы, снятые в формате виртуальной реальности, развлечь квестами дополненной реальности и голограммами… Причём неважно, идёт ли речь про мультиплексы или однозальные кинотеатры, показывающие элитарный контент, — бороться за зрителя надо всем. По сути, кинотеатрам и кинокомпаниям придётся сосредоточиться на том, чтобы предоставить зрителям опыт, который те не могут получить дома, и здесь без новых технологий никуда.
      Однако закончить хочу небольшим парадоксом. При всей важности технологий основной запрос в современном кино — это новые истории и сюжеты. То есть нельзя говорить, будто в кинематографе доминируют технологии. Это больше похоже на вкусовые добавки к блюдам: одни блюда благодаря им могут стать вкуснее, но другие хороши и без всяких добавок.


      Брифинг




      Питер Джексон, кинорежиссёр (его фильм "Хоббит" снят с частотой в 48 кадров в секунду)

      Когда кинотеатры переходят на цифру, а многие фильмы снимаются на цифровые камеры, увеличить частоту смены кадра стало гораздо проще. Большинство новых цифровых проекторов способны воспроизводить 48 кадров в секунду, нужно только обновить прошивку… К новому изображению быстро привыкаешь. Это похоже на то, когда виниловые пластинки пали под натиском компакт-дисков. Я не сомневаюсь: в будущем фильмы будут и сниматься, и показываться с повышенной частотой смены кадров.

      Источник: filmz.ru






      Джеймс Кэмерон, кинорежиссёр

      Кинотеатры становятся лучше, а использование лазерных проекторов повышает яркость изображения. Я видел презентации технологии High Dynamic Range (HDR), которая обеспечивает невероятный диапазон яркости. Не могу дождаться, когда мы конвертируем весь "Аватар" в HDR, а затем и "Титаник". Большое кино хоронили не раз: и телевидение должно было его вытеснить, и видеомагнитофоны, и Blu-ray. Однако пока люди смотрят кино в кинотеатрах, у меня будет работа.

      Источник: tele.ru




      Ольга Филипчук, экс-директор по контенту крупного онлайн-кинотеатра

      — Увидим ли мы версии фильмов для онлайн?
      — Безусловно, продукт будет становиться более интерактивным. Будут придумываться альтернативные версии концовок… Когда в прокате шли "Дети шпионов – 4", зрителям раздавали карточки с запахами. Сейчас идут такие игры с форматами. В онлайн всё будет быстрее. Но… перегружать человека возможностями тоже нельзя. В напряжённый момент ужастика ему не нужно всплывающее окно с рассказом об артисте.

      Источник: Business FM


Tags: д/ф, кино, нтп, сделано в России
Subscribe

Posts from This Journal “д/ф” Tag

Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments