Александр Васильевич (rubin65) wrote,
Александр Васильевич
rubin65

Перепечатка статьи "Сын артиллериста"

Автор ─ Эдуард Трапезников ─ о себе: 55 лет. Сибиряк (Красноярский край/Иркутская область/Хабаровский край). Полжизни прожил на Дальнем Востоке. Родом из СССР. Совок, чем и горжусь. Прошёл реинкарнацию :) [эмиграцию?]


      "Сын артиллериста"
      Немного собственных размышлений о жизни. Не судите строго

      Написать эту статью меня побудили слова одного неприятного персонажа с амурского форума, звучавшие так: "На одного Королёва, приходился миллион приблатнённых советских торгашей и их хороших знакомых. Ну, не был у меня соседом и одноклассником Королёв, а все больше советские торгашистые мажорики." И я не сдержался.
      Надеюсь все помнят стихотворение (а вернее поэму) К.М. Симонова "Сын артиллериста". Кто не читал, прочтите.


Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили ещё с гражданской,
Ещё с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.


      С этой поэмой я знаком со школы. Той, советской школы. Меня она [поэма] просто потрясла. Именно потрясла. Потрясла тем, как командир послал сына своего друга фактически на смерть. При этом командир руководствовался исключительно любовью. Любовью к Родине, Любовью к людям, Любовью к сыну своего друга. И руководствуясь именно любовью и будучи человеком ответственным, он не мог не послать на смерть именно его. Ну не мог он поступить иначе. Как он может отправить кого-то другого, а родного спрятать? Никак ни мог.
      Вот в этом месте, некоторые, живущие среди мажористых торгашей, скажут: "Выдумки, враньё, быть такого не может!"
      Опять же выяснилось, что у Симонова был реальный прототип этого "Сына артиллериста". И там всё было не совсем так (для тех кто интересуется ─ как это было ─ тут). А если было иначе, то и быть такого не могло, ─ коммунистическая пропаганда и промывка мозгов.
      И даже примеры таких людей как: И.В. Сталин (два сына воевали, один погиб), Н.С. Хрущёв (сын погиб), генерал Н.Ф. Ватутин* [трое из четырёх братьев воевали и погибли] ─ не убеждают... И не могут поколебать уверенность нынешних мещан в своей правоте. НЕ МОГЛО ТАКОГО БЫТЬ. И всё. Это война ─ другое время. А вот в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ™... Ну, типа... Все герои живут в соседнем городе, люди с высокими жизненными принципами встречаются только в кино. Даже тогда. И тем более в мирное время. Вот.

      Поэтому и хочу я рассказать только о тех людях, которые жили рядом со мной.
      Родился я в сибирском посёлке лесорубов. Здесь ─ вполне себе автобиографический очерк про мою Родину. Кто не читал, ознакомьтесь, чтобы иметь представление.
      Так вот учился я, у себя в посёлке, в средней школе. До восьмого класса. Учился вполне себе неплохо. На четвёрки и пятёрки. В том числе и по математике.
      А ещё жила-была в нашем посёлке Анна Александровна. Женщина очень грамотная, довольно жёсткая, но справедливая. Работала она в нашей школе. Работала учителем математики.
      Точные науки давались мне легко и получать по ним, в том числе и по математике, высокие оценки, труда большого не составляло. Для меня.
      Анна Александровна свой предмет любила, объясняла понятно и терпеливо, а если в процессе решения задачи вкрадывалась ошибка, но логика и последовательность шагов была правильная, она даже оценки не снижала. Но зато потом, упражнениями на внимательность, могла реально достать. Был у неё муж, инженер леспромхоза, и двое дочерей. Старшая ─ моя одноклассница, младшая ─ на три года моложе. Жили мы с ними по соседству. А если ещё точней ─ через огород. Поэтому с детства все друг у друга на виду.
      Так вот. Ко всем, кто откровенно не запускал её предмет, Анна Александровна относилась вполне лояльно. Ко всем. Кроме своих дочерей.
      "Отвечаете на четвёрку, получаете три. Отвечаете на пять, получаете четыре. Чтобы получить "отлично", надо знать больше и глубже чем предполагает учебная программа", ─ говорила Анна Александровна. И от слов своих не отступала ни на йоту.
      И её дочерям приходилось. И знали они в результате, больше и глубже, чем предполагала школьная программа, благодаря дополнительным занятиям в заочной физико-математической школе, при Новосибирском гос.университете. Была такая. Ещё до этих ваших интернетов и скайпов. Там учились заочно, получали по почте задания, и по почте же их отправляли. Ну и сама Анна Александровна дополнительными знаниями своих дочерей целенаправленно пичкала.
      И по другим дисциплинам ─ от учителей никакой скидки. НИКАКОЙ!
      Пару раз помню как эти девчонки плакали, после того как получали, по их мнению незаслуженную оценку. От матери. Но принцип был простой ─ со своих спрос в два раза сильней.
      С галёрки кричат, мол: "Ненормальная мать!" Нет. Это тот же самый принцип: мои дети ─ лучшие не потому что они мои дети, а потому что знают и умеют БОЛЬШЕ и ЛУЧШЕ. И, в том числе поэтому, с них спрос ─ больше. Именно так и на таких принципах и должны были расти дети нашего коммунистического ЗАВТРА. Ну, ТОГДА™, многие так считали. Очень многие.

Абан

      И самое интересное, в леспромхозе, где люди были... как бы помягче это сказать... Ну очень разные. И ссыльные, и отсидевшие, и алкаши, и всякие разные. Кого только не было. От детей реальных немецких шпионов до полных кавалеров Ордена Славы.
      Но вот такое отношение ─ не было чем-то из ряда вон. Типа: вот все своим детям поблажки, а вот эта злая мама ─ строгий спрос. Отнюдь. Это считалось для людей, которые на виду (а учитель в рабочем посёлке ─ на виду по определению) просто необходимым условием для жизни. Именно так и надо. А если по другому... По другому будет ─ когда на тебя пальцами показывают. Потому ─ именно так.
      Не скажу, что любое начальство у нас было высокоморальным, но все кто "на виду", был просто вынужден вести себя именно так. Это закон социологии такой. Сначала закон внедряется в жизнь с трудом, и никто, без страха наказания не желает его исполнять. Никто. Ну таковы люди ─ везде, от Аляски до Австралии. Но, если данный закон исполняется при жизни целого поколения, для следующего поколения ─ он уже становится нормой. Соблюдать которую, так же естественно, как дышать.
      Потому, в нашем том посёлке, населённом достаточно криминальным (по нынешним понятиям) элементом ─ двери на замки не закрывались. А те замки, которые были ─ открывались школьниками без применения даже гвоздей.
      Потому в каждом втором доме в каморке или в гараже свободно висело ружьё, а то и два. Тайга всё-таки. Так случаев не то, что убийства ─ стрельбы пустопорожней, в воздух, или случайного выстрела не помню. Одноклассники на рябчиков охотиться ходили ─ класса с пятого-шестого. Одни. Без пригляда родителей. Без сотовых телефонов. Сами. Патроны лежали дома в шкафу.
      А в РММ (ремонтно-механических мастерских) токарь-расточник ─ рецидивист с тремя отсидками ─ мог спокойно, по просьбе пацанвы выточить тебе "вот такую вот загогулину" для мопеда или велика, а потом минут двадцать объяснять ─ как её ставить и... многое ещё что. И у родителей не возникал вопрос ─ о чём это их малолетние дети беседуют с матёрым уголовником.
      И на весь посёлок в 3,5 тысячи человек, плюс окружающие посёлки (а это ещё почти 2 тысячи населения) ─ один участковый. Один. У которого пистолет лежал дома "у шкапчике"(с). И который тот доставал раз в год ─ на стрельбы в райцентр.
      И никому и в голову не приходило пытаться этому участковому, дяде Боре, дать взятку. Потому что "Я мзду не беру"(с) он не говорил. Ему такое тоже, даже в голову не приходило. И тот самый дядя Боря-милиционер ─ мог совершенно спокойно прийти в дом к буянящему жителю, и без всякого оформления протокола ─ увести в сельсовет, и там на ночь закрыть в т.н. "холодной комнате". А в ней, даже решёток не было. Это такой был поселковый вытрезвитель. И этот буян шёл смирно в вытрезвитель и дурацкой мысли поднять руку на участкового ─ у него тоже не было. Потому что это было очень чревато. И даже не поэтому. А потому, что вот так вот сложилось. И вести можно себя только так. И никак иначе.
      И каждый год из этого таёжного посёлка выходили в большую жизнь выпускники школы, в которой были вот такие Учителя. Я не зря написал это слово с большой буквы. У моих учителей у всех были дети. И все они учились со мной в одной школе. Но спросить со своего сына или дочери строже, чем со всех остальных ─ считалось абсолютно естественным делом. Кем только не становились бывшие ученики. Офицерами. Врачами. Лётчиками-испытателями. Кавалерами ордена Боевого Красного Знамени. Олимпийскими чемпионами. Просто рабочими. Людьми. Просто людьми, умеющими ценить понятие Справедливость. И знающими о том, что слово Справедливость ─ понятие не отвлечённое.

      Так вот эти люди и есть настоящие. С большой буквы. Те самые, благодаря которым, человек ─ это звучит гордо. И таких были тысячи и тысячи. В то время. Уверен и сейчас есть.
      И они отличаются от современных всех этих "звёздных детишек": Бортниковых, Рогозиных, Патрушевых и Фрадковых, Бондарчуков и иже с ними... Все эти гениальные детишки типа Мары Багдасарян. Которые получают свои должности, звания, ордена и медали, а также "Гелентвагены" и "Феррари" конечно же благодаря знаниям и умениям, а не по протекции своих родителей.
      Только у каждого смотрящего на таких "детишек" всегда возникает вопрос: "А смогли бы они, сами так высоко взлететь?" И все знают ответ.

      А может быть напомнить, кем стал сын Л.П. Берии? Как вы думаете, мог ли он стать таким специалистом в своей области, если бы не был "сыном артиллериста"? Для тех кто не в курсе: находясь после убийства своего отца в следственном изоляторе Лефортово, он... работал. "Позднее системой, созданной мною в московской тюрьме, будут оснащены все отечественные ракетно-ядерные подводные лодки", ─ так описал Серго этот период своей жизни.
      И я точно знаю, что есть, есть они, сыновья и дочери артиллеристов. Никуда они не делись. О них сейчас не пишут стихи. О них изредка вспоминает телевиденье, когда это нужно для пропаганды образа современной России...
      Они есть, они живут среди нас. И очень надеюсь, что этот нынешний морок, он пройдёт. Канет в лету. Рассеется как туман. И именно о них станут опять писать стихи и песни, снимать фильмы и показывать по телевиденью. Их, а не мерзкие рожи обдолбанных татуированных рэпперов, или разборки потенциальных и кинетических проституток в реалити-шоу.
      И опять вперёд выйдут они. Настоящие. Которых отцы и матери воспитали как нужно. И как положено.
      Такие как у Симонова, в его поэме. И такие как дочери Анны Александровны.
      Я очень верю.
      Очень.


      В качестве послесловия

      Чуть боле года назад мы с братьями, побывали в своём родном посёлке. Прошли по гулким коридорам, когда-то огромной, а сейчас такой маленькой поселковой школы. Поговорили с учителями. Прошли по классам.
      Теперь школа не средняя, а девятилетняя. И в школе есть тёплый туалет. Для начальных классов. И даже полноценная столовая, а не буфет, как раньше. У нас тогда при тоталитарном строе туалет был на улице. Для всех. Холодный. Без удобств. Как и все туалеты в нашем посёлке. Но вот в школе, тогда, было несколько кабинетов. Специализированные классы, создаваемые Учителями и Учениками. Часто на свои деньги. И своими руками. Несколько отдельных кабинетов. Кабинет химии с хим.лабороторией и вытяжным шкафом ─ где мы превращали своими руками разные вещества, в нечто другое ─ вплоть до взрывающегося.
      Кабинет биологии со стендами, чучелами животных и экзотическими растениями. С кучей микроскопов и предметных стёклышек. Из нашей поселковой школы в мед.институты поступали с каждого выпуска.
      И кабинет физики, он же кабинет астрономии. С телескопом. Большой. И тоже очень здорово оборудованный. В былые времена, второй в крае был по оборудованию и наполнению учебными пособиями и приборами.
      Были школьные мастерские, в которых мы делали стулья-табуреты-парты-верстаки-скворечники. С кружком моделирования. Все парты в школе были сделаны в этих мастерских. И скамейки. И стулья. И полные макеты автоматов Калашникова для уроков НВП. Как бы сейчас сказали ─ полные массово-габаритные копии.
      И кабинет НВП с воздушками, винтовкой ТОЗ, армейскими комплектами формы для всех, и противогазами. Чтобы готовить будущего гражданина Большой Страны к службе в армии.
      Теперь их нет. Вместо кабинета физики ─ столовая. Вместо кабинета химии ─ тёплый туалет. Мастерские закрыли, потому что "эксплуатация детского труда". Прокурор запретил. Вдруг ребёнок ножовкой себе чего-нибудь отпилит? И пришкольный участок заброшен потому как посадки все тоже осуществляли дети, на каникулах летних... Тогда осуществляли. А сейчас ─ нельзя.
      А тёплый туалет с туалетной бумагой есть.
      Вполне в духе времени.
      Сразу видны приоритеты в воспитании и обучении.

_____________
* Существует, вполне себе реальная версия того, что в основе знаменитого фильма С. Спилберга "Спасти рядового Райна" лежит жизненная трагедия генерала Н.Ф. Ватутина. Кто интересуется ─ например тут.


Перепечатано с сайта worldcrisis.ru. 7 августа 2018


Tags: СССР, образ жизни, образование
Subscribe

Posts from This Journal “СССР” Tag

Buy for 100 tokens
Как говорят великие, "человек делается мудрым не силою, а просто читая". Книга ─ это то чудо, которое сопровождает нас всю жизнь. Книга освещает и утверждает место человека на земле. Читать нужно не для того, чтобы возражать, не для того, чтобы безусловно верить и соглашаться, а для того, чтобы…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments